Храм успения богородицы. Храм успения пресвятой богородицы в гончарах. Московский Успенский собор в XV веке

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Газетном переулке - возле Телеграфа, в самом центре Москвы, два шага от Тверской улицы. Возможно, одна из самых необычных церквей в столице. Вернее - это храм с очень необычными традициями и особенным приходом.

Успенский храм в Газетном переулке - почему он особенный?

Эта церковь ломает стереотипы. Точнее, развенчивает одно из самых главных заблуждений: что Церковь настолько консервативна, что не терпит какой-либо инакости. Проще говоря, даже не пытается быть понятной современному человеку.

Храм в Газетном переулке. Вы увидите приход, в котором женщины свободно ходят без платков. Где внутреннее устроение храма аскетично - нет золота, нет живописных иконостасов: все очень просто.

Этот храм - едва ли не единственное место в Москве (или, по крайней мере, одно из очень немногих), где службы проходят на современном русском языке. Не полностью, но выборочно отдельные фразы в молитвах произносятся не на церковнославянском, а на языке понятном широкой публике (по моему, вместо «…и весь живот наш Христу Богу предадим» священник возглашает «…и всю нашу жизнь Христу Богу воздадим»).

Есть и другие отличия от устоявшихся традиций. Например, мне запомнилось, что часть молитв, которые в «обычных» храмах поет хор, здесь - поют всем храмом.

Служба на русском и другие «новшества» - как к этому относиться?

В этом храме в Газетном переулке присутствует попытка воссоздать дух ранних христианских служб, когда Литургия часто была не торжественным, - полным, казалось бы, церемониала, - действом, а действом живым - общинным, где все - вместе во Христе, истинные братья и сестры. Где нет иконостасов, отделяющих Таинство от людей. Где есть - сугубая, разделяемая каждым и неделимая во всех радость от Причастия и Литургии.

Еще одна цель настоятеля этого храма: поиск «языка», который будет понятен современному человеку: молодежи, людям постарше - всем тем, кто является частью этого Нового мира, который становится шире, свободнее, масштабнее и более вездесущий. Интернет, гаджеты, синхронизации, свобода личности, право самовыражения, любой страх перед закостенелым консерватизмом и т.д.

Но откуда тогда, лично у меня, ощущение противоречия от этого храма (первый раз даже возникла мысль, что это не православная церковь)? Почему, заходя туда, не ощущаю ничего и сразу спешу в соседний храм - в Брюсовом переулке, где все «традиционно» и «консервативно»? Почему мне роднее ладан и позолота?

Может быть, потому что те раннехристианские общины, по духу и форме которых мы иногда тоскуем, были рождены трепетом ко Христу, Дыханием Духа Святого и общей Сокровенной Любовью, а не - «духом времени» и стремлением «быть понятным»?

Храм Успения Пресвятой Богородицы, 2006 год, вид с Газетного переулка.

Ну и как Церкви говорить с современным человеком?

Когда-то этот вопрос мне казался очень важным. Сейчас мне кажется, что этой проблемы нет вообще.

С современным человеком - если под ним подразумевать именно тот тип людей, который во главу угла ставит рацио, свою «убежденность» или «желание понять самому» - говорить словами смысла нет. С ним можно говорить только языком Святого Духа.

Церковная традиция это не сам Святой Дух, но она оберегает Его.

Уходя от традиций вот так - резко и очевидно, - можно действительно какие-то вещи сделать более понятными и дружелюбными современному человеку. Но при этом - никогда не опуститься на ту глубину (или не подняться на ту высоту), где «ангелы поют» и Дух Святой меняет Природу человека.

В московской окраинной слободе, находившейся за Тверскими воротами, в XVI веке построили деревянную церковь. Раньше место называлось Путинками. Сейчас это район Страстного бульвара и Пушкинской площади. Храму дали название Успения Пресвятой Богородицы. Строительство каменной церкви было завершено около 1676 года. Одновременно строится трапезная, а в 1690 году возводят придел, посвящённый святителю Николаю. Ближе к концу XVIII века пристраивают колокольню.

История Успенского храма

Первое упоминание о Путинках относится к XIV веку . По преданию, в то время там были луга, носившие название Великих. Там же брали начало два больших тракта - на Дмитров и Тверь. В XVI веке в этих местах находилась одна из загородных резиденций царя Василия III. Позже её превращают в Путевой дворец для остановки иноземных послов.

Предположительно название Путинки - это производная от слова путь. Дело в том, что во дворец необходимо было добираться путинками, то есть искривлёнными переулками и улицами.

Впервые в летописях церковь, построенная из дерева, упоминается в 1621 году. Её назвали Храмом Успения на старом Посольском дворе, второе название - Церковь на Дмитровке за городом. В те времена она славилась иконой с изображением Успения Богородицы, источавшей миро.

Строительство каменного храма

Деревянный храм к концу XVII века либо разобрали, либо он сгорел сам. Точных документальных сведений на этот счёт не имеется. При царе Алексее Михайловиче в 1676 году на месте, где раньше стояла деревянная церковь, строят каменную. В XVII веке, в 90-е годы, появляется первое упоминание о возведении на северной стороне храма придела в честь Николая Чудотворца.

Новый придел был выполнен в стиле московского барокко. Купол главной башни храма сделали в форме яблока. Это было довольно редкое явление, таких куполов в Москве имелось всего два. Во второй половине XVIII века возводится колокольня.

Своё имя Церковь Успения Богоматери дала переулку, на котором она находилась. Его назвали Успенским. Позже он был переименован в Проезжий. Ближе к концу XVIII столетия в основном сформировывается застройка владений храма.

На церковном погосте были возведены постройки , в которых расположились:

  • Священник.
  • Дьякон.
  • Дьячок.
  • Женщины, выпекающие просвиры.

Святыни храма Успения Божией Матери

В храме в Путинках имеются святыни, почитаемые прихожанами. В небольшой по размерам церкви довольно много икон.

Среди них находятся иконы с изображением:

Особо почитаемая икона из Царьграда

К особо почитаемым христианами ликам относится икона Божьей Матери из Царьграда . Один из её списков (копий) находится в Успенской церкви в Путинках. Об этой иконе сохранилось предание, которое говорит, что в далёкие времена два греческих монаха из Царьграда находились проездом в Старой Руссе. Там они отслужили в соборном храме Божественную литургию.

В память о своем нахождении монахи оставили в этой церкви маленькую иконку Божьей Матери, которая была выгравирована на грифельной доске. Этот миниатюрный лик в скором времени прославился своими чудотворениями. После чего с него были сделаны списки, которые и по сей день хранятся в различных храмах России, в том числе и в Церкви Успения в Путинках.

Ремонт и разрушение Успенского храма

В 1898 году храму неизвестным благотворителем была пожертвована большая для того времени сумма - 6 тыс. рублей. На эти деньги произвели ремонт здания и реставрацию икон. Иконостас заново покрыли сусальным золотом, а стены украсили росписью.

В 1922 году церковь закрывают, в дальнейшем она подвергается частичному разрушению и разграблению. Из неё исчезают 34 золотника (145 г) золота, 6 пудов и 5 фунтов (100 кг) серебра и драгоценные предметы.

Купола храма и башня колокольни были разрушены, а вход в него заложили кирпичом. А также разрушили апсиды - постройки, примыкающие к основной части строения. На их месте пробили дверь и окна. После осквернения и закрытия церкви здание на протяжении долгих лет использовалось как жилой дом.

Сокращение территории и возвращение в лоно церкви

Со временем здание было окружено пристройками , которые радикально изменили когда-то объёмную композицию собора. Территория храмового владения очень сильно сократилась. Отторгли северо-западную часть территории, на которой в 1927 году выстроили трёхэтажный дом. В настоящее время в нём располагается посольство африканской Республики Бенин.

Во второй половине ХХ столетия жилой дом был расселён. Там разместили пошивочный цех. В 1990 году храм передали в лоно российской Православной Церкви. После этого началась его реставрация. В 1991 году здесь возобновляются богослужения.

Расписание богослужений

Храм в Путинках

Храм Успения Богородицы в Путинках располагается в Москве, в Успенском переулке, в доме № 4. Церковь для посещения открыта ежедневно с 10−00 до 19−00, а также во время богослужений.

Информация о расписании служб в Успенском храме выглядит следующим образом:

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Эта церковь, располагающаяся в Путинках, поистине уникальна. Она является единственной трёхшатровой храмовой постройкой на территории Москвы, облик которой дошёл до нашего времени. В 1648 году деревянный храм был уничтожен пожаром, но на месте прежнего строения возвели новое из камня по его образцу. Его уникальность заключается в бесфасадности, то есть с любой точки обзора он не имеет едино выраженного фасада за счёт нестандартных архитектурных решений, которые были использованы при строительстве. Церковь Рождества Богородицы - это исторический памятник архитектуры, но при этом храм является действующим и в нём совершаются богослужения.

Расписание служб:

  • В рабочие дни утренние богослужения начинаются в 7−30.
  • В субботу, воскресенье, а также в праздники Божественная литургия проводится с 9−00.
  • Начало Всенощного бдения в - 18−00.

Собор Успения Божией Матери в Москве

Ещё один Храм Успения Богородицы в столице находится на территории Кремля , на площади, носящей название Соборной. Он относится к историко-культурному музею-заповеднику «Московский Кремль». Церковь построена в 1475 - 1479 годах. Разработка проекта была поручена знаменитому итальянскому архитектору Аристотелю Фьораванти.

Этот храм являлся главным кафедральным собором Российской Империи вплоть до упразднения монархии в 1917 году. Церковь Успения - это самое старое строением в Москве, сохранившееся полностью. В соборе покоится прах всех патриархов Москвы первого патриаршего периода, за исключением Игнатия и Никона.

Первый столичный храм из камня

Первый храм из камня на этом месте был возведён в начале XIV века, во время царствования князя Ивана I Калиты. В августовские дни 1326 года в том месте, где стоял предыдущий, деревянный собор, заложили новый белокаменный Успенский храм. Его освятили в 1327 году.

Успенская церковь являлась первой, построенной из камня, в Москве. Исследования археологов показывают, что это был однокупольный храм, поддерживаемый четырьмя столпами, имеющий тройные апсиды. Его построили по образу Георгиевского собора, находящегося в городе Юрьев-Польский.

Церковь возвели в характерном для XIV века архитектурном стиле. Кладка состояла из квадратов белого камня грубой обработки. Она сочеталась с гладко отшлифованными декоративными архитектурными элементами. Фасад церкви был увенчан кокошниками, а центральная башня - куполом.

Московский Успенский собор в XV веке

Во время правления Ивана III Великого Московское государство набирало силу. Успенский собор перестал соответствовать статусу кафедрального. В летописях упоминается, что он сильно обветшал, и его перестали ремонтировать. Вероятнее всего, уже было принято решение о сносе старого и строительстве нового каменного храма.

Возведение новой церкви, самой большой по размерам для тех лет, поручили русским зодчим Мышкину и Кривцову. В конце апреля 1471 года заложили первый камень. Однако строительство не удалось довести до конца, так как 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение, и собор обрушился.

После этого Иван III приглашает итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти, который полностью разбирает то, что осталось от разрушенного храма. На этом месте под его руководством строится здание по образцу Успенского собора, находящегося во Владимире. Успенский храм и сейчас находится на Кремлёвской площади. Собор освящают в августе 1479 года, обряд проводит митрополит Геронтий.

Лаконичная архитектура

Храм имеет лаконичный и монолитный вид . Единство постройки подчёркивается равномерным разделением фасадов при помощи вертикальных плоских выступов. Гладкие стены венчают узкие окна аркатуры. Так называются ряды декоративных фальшь-арок на фасаде. Апсиды (пониженные выступы здания, примыкающие к основному строению) не очень высоки. С севера и юга они прикрыты пилонами. Пилоны представляют собой башнеобразную постройку, имеющую форму усечённой пирамиды.

Собор украшают пять больших башен, увенчанных массивными куполами. Аристотелю Фьораванти удалось справиться со сложнейшей задачей. Он увеличил внутренний объём собора, что не удалось сделать Мышкину и Кривцову. Итальянец впервые в храмовой архитектуре Руси использовал крестовые своды толщиною в 1 кирпич, а также - металлические проёмные и внутристенные связи. По сути, он применил армирование.

Главная идея итальянского зодчего

Но главной инженерной и архитектурной идеей итальянского мастера было то, что он построил позади иконостаса добавочные арки . Благодаря этому восточные залы, объединённые сквозными проходами собора, по факту стали монолитом. Дополнительные арки приняли на себя значительную долю нагрузки от колоссальных башен собора.

Такой приём позволил построить в западной и центральной частях храма относительно тонкие столпы круглой формы. Это дало ощущение необычной лёгкости большой конструкции и её цельности с основной частью наоса. Наос - это центральное место в храме, где находятся прихожане во время богослужения.

Московский храм в XV - XVI веках

Период с 1482 по 1515 годы . В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней.

1574 год . Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.

Успенский собор в XVII веке

Наиболее значимыми для храма событиями в XVII веке были следующие:

  • В 1613 году в здесь проходит Земский собор, на котором царём избирают Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых.
  • В 1624-м своды церкви были изношены и угрожали обрушением. Чтобы этого избежать, их разобрали и заново сложили по изменённому чертежу, применив дополнительное армирование. А также возвели дополнительные подпружные арки, которые увеличивали прочность конструкции.
  • В 1625-м в Успенский собор переносят Ризу Господню, подаренную царю Михаилу Фёдоровичу шахом Персии Аббасом I.

События XVIII - XX веков, связанные с Успенским храмом

Краткая хроника событий этого времени выглядит следующим образом:

В настоящее время кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы работает как музей. Его можно посетить в любой день, кроме четверга, с 10−00 до 18−00.

Будучи в Москве, стоит посетить такие архитектурные жемчужины зодчества древней Руси, как церкви, посвященные Рождеству и Успению Богоматери.

Кафедральные соборы многих российских городов посвящены празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успенскими именуются главные храмы во Владимире, Ростове, Ярославле, Смоленске, Рязани, Муроме, Астрахани, не говоря уже о главном соборе Московского Кремля. Значит ли это, что сам праздник Успения как-то особенно почитался на Руси?

Интересное

Успение Богородицы. Что мы празднуем в этот день?

Что нам известно о Богородице?

Как устроено богослужение праздника Успения Богородицы

Богородичные песнопения: соединение несовместимого

Как празднуют Успение: традиции

Успение Пресвятой Богородицы в высказываниях святых старцев

    «А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней.»

    «Дивного Бога дивная Матерь дивна была и в зачатии Своем, дивна и в житии Своем, дивна и в Своем преставлении: воистину вся Она - одно дивное чудо! Зачатая по благовестию Ангела, Она родилась от неплодных, престарелых родителей; пребывая чистой Девой, Она стала в то же время и Матерью; будучи Матерью, Она осталась и Девой; умерла, но гробом, как лествицею, взошла на Небо; поистине дивное чудо! В рождестве Дева и по смерти жива, а гроб, как лествица Иаковлева, оставаясь на земле, делается для Нее лествицей, восходящей до Неба: “… и лествица к Небеси гроб бывает…”.
    Станем же, возлюбленные, у этого дивного гроба Матери Божией, станем умом нашим, и мысленными очами присмотримся, какие это ступени у этой дивной лествицы? Что за ступени, коими Матерь Божия, в час преставления Своего, взошла на небо? Ужели гроб человеческий, в три аршина длиной, поставленный прямо, может достать до неба? Понятно, что слово “гроб” означает здесь самую смерть. Смерть называется здесь гробом и лествицей, потому что как гроб измеряется тремя аршинами, так и смерть святых Божиих возводит их души к небу тремя Богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью. Вера возводит их к лицезрению Божиему, надежда - к получению тех благ, ихже око не виде, и ухо не слыша (1 Кор. 2: 9), а любовь соединяет их с Самим Богом, Который есть любовь. Но кто может исчислить все добродетели пресветлой души Матери Божией? Кто в состоянии поведать, как и какими добрыми делами Пречистая Дева от юности Своей до самой кончины угождала Богу, Творцу Своему? Скорее перечтешь весной цветы, летом колосья, осенью плоды, зимой снежинки, скорее сочтешь капли в море, звезды на небе, нежели добрые дела и преимущества Матери Божией»

    «Отходя в Церковь небесную, Она чудесно собирает к Себе верховных представителей Церкви, разсеянных по земле: и тем дает знамение, что союз Ея с верующими на земли не только не прерывается Ея отхождением, но еще отселе становится крепче, обширнее и деятельнее, и что живущая в Ней благодать, столь долго сокрываемая смирением, должна открыться из Ея гроба, и наполнить Вселенскую Церковь Ея славою, по Ея раннему, некогда невероятному, но совершенно верному предсказанию: ублажат Мя вcи роди»

    «Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, - рассказывает предание, - явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня. Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный безчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо».

Одна из фотографий в этом посте была подписана так: Вид на церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровской улице (построена в 1695-1706 гг). Москва. Вот эта фотография:

А комментарий к ней Фото 15 и 16 упоминают Покровскую ул., не подскажите где это?

Разумеется, я не мог не ответить:

Марина!
Здесь очевидная ошибка в подписи к фотографиям, сделанная самим И. Ф. Барщевским, которую я не стал исправлять (как видимо, зря).
Дело в том, что имеется в виду не Покровская улица, а улица Покровка (в 1940-1992 гг. ул. Чернышевского). Это видно по фото №16.
Впрочем, я вполне допускаю, что Покровку в начале ХХ века вполне могли называть и Покровской улицей, поскольку она получила свое название именно от церкви Покрова Пресвятой Богородицы (фото №15).
Ну а нынешняя Покровская улица находится на самой окраине Москвы (в районах Косино-Ухтомское и Некрасовка ЮВАО), которые, конечно же, не имеют никакого отношения к изображенным на данных снимках храмам.

Так стало понятно, что в московской топонимике далеко не все хорошо (хотя, это было очевидно и раньше). Впрочем, в данной статье речь идет не столько о топонимике, сколько о храме, которого, увы, уже нет.

Улица Покровка, по сути, являлась продолжением Ильинки, но еще в XVI в. здесь был лес, через который проходила дорога, в начале которой располагался Покровский великокняжеский монастырь. Только в XVII в. вдоль этой дороги стали селиться представители московской знати.


На Покровке были и ремесленные слободы «котельников» и «колпачников». Один из таких «колпачников», Иван Сверчков, пожертвовал весьма значительные средства на строительство храма Успения Пресвятой Богородицы (далее - Успенская церковь), сооруженного архитектором Петром Потаповым.

Успенский храм. Литография О.Кадоля 1825 года.

Этим храмом восхищались многие.

Знаменитый Василий Баженов считал его одним из красивейших в Москве и «ярко национальным» творением.


Он сравнивал Успенскую церковь с храмом Климента папы Римского в Замоскворечье (Климентьеский переулок):

И даже с собором Покрова на Рву , более известным как собор Василия Блаженного.


По мнению ряда специалистов, именно Успенская церковь на Покровке вдохновила Варфоломея Растрелли



на создание Смольного собора в Петербурге, который, как считал И. Грабарь , стал «наиболее русским» из всех произведений этого великого архитектора.

Существует легенда, что даже Наполеон был настолько восхищен этим храмом, что во время своего пребывания в охваченной пожарами Москве, оккупированной его армией, распорядился выставить особый караул, чтобы спасти его от огня и мародеров.

Возвращение Наполеона в Кремль из Петровского дворца. В. В. Верещагин:



Впрочем, в эту легенду, не подтвержденную никакими источниками, мне не слишком верится. Иначе как можно объяснить приказ Наполеона о взрыве Московского кремля?

И вообще, я не верю в благородство оккупантов, когда речь идет о европейцах в России (сравните с тем, как вели себя русские в оккупированном ими в 1814 году Париже, тогда поймете, что я имею в виду).

Нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский , при всем его большевизме, хотя и небезусловном, отделял архитектурные шедевры от их религиозной составляющей (тот факт, что он окончил Цюрихский университет, не мог не сыграть свою роль, конечно же).
Характерена для понимания личности Луначарского его реакция на обстрел большевиками исторических памятников Москвы в ходе вооруженного восстания 1917 г.,

когда он подал в отставку с поста наркома, написав соответствующее весьма эмоциональное заявление в Совнарком: "Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного, Успенский собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что ещё будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше."
Впрочем, в СНК отставку Луначарского сочли неуместной, и он будучи верным партийной дисциплине, оттозвал свое заявление.

Шарж на Анатолия Луначарского, Альберт Энгстрём, 1923 г.:

Ленин и Луначарский обходят строй почётного караула, направляясь к месту закладки памятника
«Освобождённый труд» на Пречистенской набережной. 1920 г., 1 мая. Москва.Фотограф: Савельев А.И.:



Именно по инициативе А. В. Луначарского в 1922 г. переулки возле Успенской церкви получили названия в честь зодчего и купца (!), на средства которого она была построена: Потаповский и Сверчковский (Сверчков).
Авторитет А. В. Луначарского смог способствовать сохранению этого памятника лишь на некоторое время. Тем более, что он уже в 1929 г. был смещен с поста наркома, а в 1933 г., будучи назначенным полпредом СССР в Испании, умер во французском Ментоне, так и не добравшись до места своей дипломатической службы.

В ноябре 1935 г. Моссовет под председательством Н. А. Булганина принял решение о закрытии Успенской церкви и последующем ее сносе для расширения Покровки. В начале 1936 года этот уникальный памятник архитектуры «московского барокко» («нарышкинского барокко») был снесен.

Нам теперь остались лишь фотографии и рисунки этого храма :

Церковь Успения на Покровке. Рисунок Джакомо Кваренги :


Церковь Успения на Покровке. Рисунок А. Вейса, 1845 г. :


Успенский храм, 1883 год:


Вид местности, прилегающей к церкви, 1882 год, фото из альбома

Архитекторы - реставраторы, среди которых был и Петр Барановский ,



совершенно невероятно как сумели снять образцы белокаменных деталей храма, ныне хранящиеся в Донском монастыре.

Возвращаясь к теме московской топонимики, хотелось бы заметить, что неслучайно многие путают "Покровку" с "Покровской", а "Рождественку" с "Рождественской". Такие по-сути дублирования ничего кроме путаницы не вносят. Особенно если учесть, что Покровка и Рождественка - исторические улицы в самом центре Москвы, а их "двойники" - две соседних улицы на самой её окраине, где основной достопримечательностью является вот такой храм Покрова Пресвятой Богородицы:

Действующий православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в .

Современное здание храма в стиле эклектики с псевдорусскими элементами построено в 1857-1860 годах по проекту архитектора Александра Никитина, но сам храм существовал и ранее, с 16 века.

Однокупольный храм с тремя апсидами и одноярусной колокольней, несмотря на довольно скромные размеры, поражает пышностью декоративного оформления. Прежде всего внимание привлекают 5 кокошников, которые завершают южный фасад здания со стороны Газетного переулка: на центральном, который превосходит прочие по размеру, размещён горельеф "Успение Пресвятой Богородицы", на других - рельефные образы четырёх евангелистов (Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Над южным порталом находится горельефное изображение Христа с распростёртыми руками. Помимо прочего, фасады украшают геометрические орнаменты и рельефные изображения крестов и херувимов, полуколонны и пилястры, а окна обрамлены сложными каменными наличниками с килевидным завершением. В шатре колокольни устроены декоративные слуховые окна; основание шатра, так же как и барабан главы, украшено полуколонками.

Южный фасад Успенской церкви выглядит нарядно и торжественно, привлекая внимание прохожих не только Газетного переулка, но и Тверской улицы, с которой его тоже видно.

История Успенского храма

Удивительно, но название Успенской церкви - на Успенском Вражке - дано ей по ней самой. Дело в том, что в прошлом между и Тверской улицами существовал большой овраг, на котором и была основана церковь. Впоследствии овраг стали называть её именем - Успенский вражек, а потом устоявшийся топоним перекочевал в её название и привёл к необычной тавтологии.

Когда именно на этом месте появилась деревянная церковь - неизвестно, но считается, что она существовала с начала 16 века: первое упоминание о ней датировано лишь 1625 годом, но Никоновская летопись указывает, что в 1531 году на Успенском вражке случился пожар, из чего следует, что она была основана до 1531 года.

В 1629 году деревянная церковь Успения сгорела; восстановить её смогли не сразу, но в 1634 церковь отстроили заново. Ей не суждено было стоять долго, но по хорошей причине: в 1647 году на средства и по заказу дворянина Григория Горихвостова на месте старой деревянной церкви построили новую каменную с двумя приделами - во имя Николая Чудотворца и во имя Иоанна Предтечи. В 1760-1770-х Никольский придел разобрали, а вместо него рядом с Успенской выстроили отдельную Никольскую церковь - в этот период на развитие церкви много жертвуют дворяне Яньковы, усадьба которых с двух сторон обступала её флигелями. На средства Яньковых она обустраивалась и обновлялась. После 1802 года бывшая усадьба Яньковых меняет нескольких хозяев, пока в 1832 году её не покупает богатый купец и предприниматель Сергей Живаго, который становится старостой Успенской церкви. По заказу и на средства Живаго в 1857-1860 годах церковь полностью перестраивается по проекту архитектора Александра Никитина и приобретает привычный современным москвичам вид. Новый храм пышно украшают рельефами и скульптурой за авторством скульптора Николая Рамазанова, а внутри обустраивают 3 престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского.

После Революции храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, как и другие православные церкви, попадает в немилость новой власти, и в 1924 году его закрывают, а в здании размещается Московский областной исторический архив. В советский период храм утрачивает своё декоративное оформление: его обезглавливают, сбивают кокошники с горельефами, а в 1955 году полностью сносят придельную церковь Николая Чудотворца.

В 1979 году храм ожидает неожиданный поворот: в нём размещают междугороднюю телефонную станцию, причём в алтарной части располагают кассу, окошко которой оказывается аккурат на месте Царских врат.

После распада Советского Союза храм в 1992-1999 годах поэтапно вернули Русской Православной Церкви. Здание было восстановлено, в нём возобновились богослужения и были освящены два престола: в честь святителя Николая Чудотворца (в подклете) и Успения Пресвятой Богородицы (главный престол). Также в наши дни при храме существует детская воскресная школа и организуются благотворительные акции в помощь бездомным и неимущим.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке находится по адресу Газетный переулок, дом 15. Добраться до него можно пешком от станции метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии.