Куда обратиться с жалобой на учителя школы. Жалоба на школу в департамент образования. Дисциплинарные взыскания по ТК РФ

Нарушения прав ребёнка на нормальный процесс образования ставят родителей перед вопросом: куда жаловаться на школу. Если нарушения носят системный характер и виновный педагог (директор) не считает себя неправым, жалоба на школу или на конкретное лицо – хороший способ цивилизованного преодоления проблемы с участием незаинтересованной стороны – проверяющего.

Классификация нарушений

Выбор организации для подачи жалобы на школу зависит от области проблемы и степени её остроты.

Наиболее часто встречающиеся темы жалоб это:
  • отказ в приёме ребёнка в школу;
  • поборы с родителей;
  • некачественное оказание образовательных услуг;
  • предвзятое отношение и занижение показателей успеваемости;
  • травля либо насилие со стороны других учеников в результате самоустранение педагогов;
  • оскорбления либо насилие со стороны педагогов.

Последний пример не порождает выбора, куда пожаловаться на школу.

В случае оскорблений словами или действиями, переходящими в преступление, следует немедленно известить прокуратуру и службу полиции по делам несовершеннолетних.

Что делать в менее острых случаях?

Отказ в приёме

В качестве отказа для записи ребёнка в школу администрация может указать:

  • на отсутствие свободных мест;
  • на отсутствие местной регистрации;
  • на отсутствие прививок.

Если все классы заполнены, то администрация учебного заведения вправе отказать в приёме ребёнка. В этом случае семье будут рекомендованы другие школы, где есть места для приёма.

По этой же причине при отсутствии мест в школе администрация может отказать в зачислении ребёнку, который не зарегистрирован на территории, которая закреплена за данной школой. Однако при наличии свободных мест администрация не вправе отказывать ребёнку без регистрации по месту нахождения школы.

Иногда отказывают в приёме ребёнка, который не проходил прививок. Закон не содержит запрета на приём таких детей, а законодательство о вакцинации прямо предусматривает право граждан на отказ от прививок. Однако и школьная администрация, и надзорные органы относятся к вопросу прививок достаточно строго и не считают нарушением отказ в приёме невакцинированных детей.

В подобных случаях писать жалобу на школу лучше в суд, нежели в управление образования, т. к. внутри образовательного ведомства возобладает скорее чиновный подход, нежели правовой.

Поборы

Случаи вымогательства разделим на две категории:

  • откровенно преступные;
  • квазизаконные.

Если у вас вымогают взятку за зачисление ребенка, либо за лояльное к нему отношение, немедленно сообщите об этом в прокуратуру, ОБЭП (полиция) или местный отдел Следственного комитета.

Если же директор либо классный руководитель предлагают (обычно через доверенное лицо, оно же «председатель родительского комитета») «провести ремонт», но при этом не хотят материалов для ремонта, а хотят просто получить деньги, можно сделать изящный ход: сообщить в контролирующие органы, что администрация школы выявила непригодность классной комнаты для занятий, и при этом отсутствуют фонды на ремонт. Далее попросить выделить субсидию на внеочередной ремонт класса. После этого администрации предстоит давать объяснения контролирующему органу.

Некачественное оказание услуг

Здесь беспокойство со стороны родителей может вызвать некачественная еда, небезопасная кухня, отсутствие тёплого туалета. В учебном аспекте это может быть дисбаланс уроков (дни перегруженные и незагруженные, «окна»); травмы на физкультуре, связанные с негодным инвентарём или халатностью преподавателя.

При санитарных нарушениях можно пожаловаться в местный отдел Роспотребнадзора, который осуществляет, среди прочего, и функции санитарно-гигиенического контроля.

Ещё одно контролирующее ведомство, куда можно пожаловаться, это Рособрнадзор, который контролирует соответствие образовательных услуг федеральным образовательным стандартам.

Прокуратура – универсальный надзорный орган, который вправе направлять специалистов других проверяющих органов (пожарного надзора МЧС, Госстройнадзора и т. п.) для установления безопасности условий обучения.

Проверяющие органы:

Ведомственные:

  • отделы (управления) образования;
  • Рособрнадзор.

Сторонние:

  • прокуратура;
  • Роспотребнадзор;
  • ОНД (пожарный надзор);
  • Госстройнадзор и другие.

Занижение оценок

Если педагог занижает ребёнку оценки, то такие действия могут повлечь дисциплинарное взыскание со стороны администрации школы и контролирующих органов. Лучше всего написать заявление директору с просьбой о проверке объективности педагога. Директор оценит желание родителя «не выносить сор из избы» и «не прыгать через голову» и обсудит со сторонами сложившуюся ситуацию.

Если же жалоба на имя директора не поможет, следующая инстанция – управление (отдел) образования района. Инспектор либо комиссия райотдела образования могут наказать также и директора, поэтому в его интересах не выносить необоснованных отказов. Если не помогло обращение и в районный отдел образования, следующая инстанция – областное управление (департамент) образования.

Проверки из департамента – грозное событие для всего района, поэтому местные чиновники, опять-таки, постараются решить проблему, не доводя её до более высоких инстанций.

Если оценки в течение года занижались, а на контрольных срезах, на пробных и итоговых аттестациях оказались выше преподавательских, это подтвердит обоснованность жалобы.

Вертикаль обжалования (от нижестоящей ступени к вышестоящей):
  • администрация школы (директор);
  • районное (городское) управление (отдел) образования;
  • областное управление (департамент, министерство) образования;
  • Министерство образования и науки России.

Травля ребёнка

Если ребёнок подвергается оскорблениям и побоям со стороны других учеников, то помимо вопроса: «куда жаловаться», возникает и: «на школу ли»? За вред, нанесённый ребёнку другими детьми, ответственность несут их родители согласно нормам гражданского права об ответственности несовершеннолетних причинителей вреда. Если ребёнок претерпел моральный или физический вред от действий других детей, к ответственности можно привлечь педагогов, которые не уследили за ситуацией вопреки должностным обязанностям, и на родителей виновных детей, которые до их совершеннолетия несут за них материальную ответственность.

Ещё одна инстанция, куда можно обратиться, это детский омбудсмен (уполномоченный по правам ребёнка). Они есть в каждом регионе, а главным омбудсменом является уполномоченный по правам ребёнка при президенте России. У омбудсмена нет властных полномочий, но есть широкие права по запросу и получению любых сведений и документов, касающихся возможных нарушений прав ребёнка.

Общественная значимость омбудсмена позволяет ему инициировать различные проверки при признаках нарушения закона в отношении несовершеннолетних.

Органы прокуратуры, полиции и профильных отделов местных администраций также вправе проводить проверки и принимать меры по сообщениям о преследовании ребёнка.

Таким образом, способы защиты ребёнка могут быть:

Самостоятельные:

  • досудебная претензия;

Опосредованные:

  • прокуратура;
  • полиция;
  • администрация.

Потребность в составлении жалобы на школьное учреждение может возникнуть по целому ряду причин: некомпетентное отношение преподавателей к ученикам, злоупотребление должностными обязанностями (оскорбления, угрозы, физическое насилие), необоснованные сборы денег на несуществующие мероприятия и т.д. и т.п. Единственным выходом в данном случае станет обращение в уполномоченные контролирующие органы.

В данной статье мы расскажем о том, что, с точки зрения закона, может послужить основанием для подачи жалобы на школу, куда именно её нужно подавать и чего ожидать в итоге.

Важные нюансы

Прежде чем перейти к составлению жалоб и рассылке их по всевозможным инстанциям, следует предпринять следующие подготовительные действия:

  • Поговорить с ребенком о том, что действительно произошло в школе и какие действия совершил учитель. Вполне вероятно, что ребенок некорректно трактовал произошедшее и поведение учителя, на самом деле, не выходило за рамки допустимого. Преувеличение особенно типично для учащихся младших классов. Это стоит принять во внимание;
  • Получить консультацию квалифицированного юридического специалиста, который поможет взглянуть на возникшую ситуацию с точки зрения закона, оценить возможные риски и вероятность на успешный исход дела.

Основания для обжалования

Причин для подачи жалобы на школу может быть множество. Так, например:

  • “Размытый” план урока, в результате чего ученики не усваивают учебный материал, не приобретают должные навыки и знания;
  • Манера преподавания учителя не соответствует общепринятым стандартам преподавания. Например, учитель позволяет себе некорректно высказываться в адрес учеников (ненормативная лексика);
  • Злоупотребление своим положением на рабочем месте (оскорбление учащихся, применение физического насилия или психологическое давление);
  • Многочисленные финансовые “сборы” с родителей на различные мероприятия, которые так и не состоятся;
  • Шантаж учеников и их родителей. Например: учитель невзначай предупреждает своего ученика, что если тот не заплатит, то не получит положительную оценку на итоговом экзамене по предмету;
  • Другие противоправные действия со стороны школьного персонала (учителей, заведующей, директора и даже обслуживающего персонала).

Информация

Обнаружив неправомерные действия в школе, родители могут подать как индивидуальные жалобы (от лица одного родителя), так и коллективную жалобу. Как показывает практика, последний вариант разрешения конфликта намного эффективнее первого.

О том, куда следует обращаться при выявлении неправомерных действий сотрудников среднего образовательного учреждения, читайте далее.

Инстанции обращения

При выявлении одного или нескольких нарушений в образовательном процессе, родители вправе составить претензию и направить её в одну из следующих инстанций:

  • Директору школы;

Выбор данной инстанции обуславливается наличием небольших проблем с учителем ребенка, которые вполне можно разрешить на внутриведомственном этапе, путем переговоров с директором школы.

  • Окружное управление образования;
  • Региональный департамент образования;
  • Служба аттестации и лицензирования;
  • Министерство образования Российской Федерации.

Если объектом жалобы является именно директор школы, обращаться стоит в окружные и федеральные учреждения, занимающиеся вопросами образования, аттестации и лицензирования.

Информация

Законодательством допускается подача жалоб сразу в несколько или во все перечисленные инстанции. Таким образом, шансы на ускоренное разрешение конфликта увеличатся в несколько раз.

Если же в конкретном случае имеет место быть случай вопиющей халатности, например, учитель избил ученика, следует незамедлительно обратиться:

  • В правоохранительные органы (прокуратура, суд);
  • Судебную инстанцию;

Составление документа

Несмотря на то, что жалоба на школу не имеет установленной формы, при её составлении следует придерживаться следующих правил:

  • Деловой стиль описания;
  • Отсутствие ошибок (орфографических, грамматических, стилистических, синтаксических и лексических);
  • Отсутствие ненормативной лексики, а также слов с резко экспрессивной окраской;
  • Отсутствие сокращений, исправлений, аббревиатур;
  • Понятный читабельный почерк. Если добиться такого невозможно, рациональнее будет составить жалобу в электронном варианте, а после распечатать.

Что касается оформления самого документа, то при его составлении следует учитывать следующие структурные и содержательные особенности:

  • В самом верхнем углу прописывается название документа, а именно – “Жалоба на школу в (название инстанции, в которую она направляется);
  • Далее прописывается полное наименование органа обращения, реквизиты заявителя (ФИО, адрес), реквизиты школьного учреждения, на которого подается жалоба;
  • После прописывается основная часть. Здесь указывается суть подачи ходатайства, описание нарушения, в чем оно заключается и почему требует ликвидации (с опорой на конкретную статью законодательства;

Предупреждение

Важно, чтобы в заявлении была представлена вся законодательная база, на основании которой выявленное нарушение должно быть ликвидировано. Это не только увеличит шансы на то, что требования ходатайства будут удовлетворены, но и ускорит процедуру его рассмотрения.

  • В части требований заявитель прописывает прошение о привлечение виновных лиц к ответственности по факту выявленных нарушений способом, выбранным самой инстанцией;

Здесь также важно ссылаться на подходящие статьи закона.

  • В части “Приложения” заявитель указывает перечень документов, которые будут приложены к основному заявлению. В перечень могут входить материалы, которые подтверждают перечисленные в описательной части факты и обстоятельства;
  • В самом конце проставляется дата подачи заявления, а также личная подпись заявителя.

Срок рассмотрения жалобы, в зависимости от инстанции обращения, может составить до тридцати дней.

Именно в школе ребенок получает большинство необходимых знаний для жизни, развивается, не только интеллектуально, но и физически, улучшает свои коммуникативные навыки. Так как школа оказывает огромное влияние на формирование личности, знаний и характера человека, очень важно, чтобы его обучением занимались добрые и компетентные люди.

Родители зачастую бояться доверить воспитание и обучение ребенка плохим учителям, которые могут навредить не только процессу образования ребенка, но и его психике. Поэтому многие мамы и папы стараются контролировать общение ребенка с учителем, его отношения и времяпрепровождение в школе. И когда возникают сомнения в действии учителей, иных работников школы и организации учебного процесса, родителям необходимо знать, куда обращаться и жаловаться.

Для того чтобы ознакомиться с процедурой подачи жалобы на школу или конкретного учителя, ознакомьтесь с данной статьей.

Причины для жалоб

Так как большую часть времени ребенок проводит в школе, причин для жалоб на школу может возникнуть множество, конечно, все зависит от организации учебного и внеучебного процессов учителями.

Обычно причинами для жалоб становятся:

  • Грубость учителя;
  • Нарушения распорядка занятий (отменяют урок);
  • Плохая система отопления в школе;
  • «Вытягивание» денег с родителей на благотворительность, ремонт классов и другое;
  • Антисанитарные условия в школьной столовой, плохая еда;
  • Плохое обращение с детьми;
  • Некомпетентность преподавателя;
  • Отсутствие медицинских работников в штате школы;
  • Отсутствие охранников в школе.

Куда можно жаловаться?

Мест, директора и школу множество. Место направления жалобы нужно выбирать в соответствии с тяжестью нарушений. Если жалоба на учителя или на школу, можно для начала адресовать ее директору школы. Если же это не поможет или нарушение серьезное можно обратиться:

  • РОНО;
  • Департамент образования;
  • Окружное управление образования;
  • Министерство образования;
  • О некачественном питании и антисанитарии – в Санэпидемстанцию.

Если же нарушения касаются не только учебного процесса, но и поборов в школе, посяганий на психическое и физическое здоровье детей, стоит писать заявление в:

  • Полицию;
  • Прокуратуру;

Внимание

В Москве создан специальный центр борьбы с незаконными поборами в школе Департамента образования, с ними вы можете связаться по телефону 366-81-94 (по будням, с 10.00 до 17.00) или сайт mosedu.ru. Номер телефона доверия Департамента образования в Москве 366-70-94.

Разумеется, такие методы нужно принимать, только если нарушения очень серьезные и без вмешательства из вне данную ситуацию не устранить. Но если есть возможность решить ситуацию мирно, лучше сначала прибегнуть к этому способу. Ведь вполне возможно, что ваши претензии будут услышаны и их причины будут устранены.

Правила составления и подачи жалобы

В настоящее время не существует единого образца жалоб на школу, но действуют определенные правила составления обращений и документов, которые необходимо соблюсти при составлении. Итак, заявление можно писать в свободной форме, как от руки, так и с помощью компьютера. Главное соблюдать общие правила составления жалоб – писать без ошибок, не использовать сокращения, не делать исправлений. Обязательно нужно указывать данные о заявителе и получателе, наименовании организации, о которой идет речь в жалобе и ФИО конкретных лиц. В заявлении описать суть жалобы, просьбу о принятии мер и решении ситуации.

Что касается того, кому можно подать жалобу:

  • Родителям или законным представителям лично;
  • Несколькими родителями – коллективную жалобу.

Обычно жалобы, составленные коллективом быстрее рассматриваются.

Образцы жалоб

Подробнее о составлении заявления:

  1. Пишется на обычном листе А4;
  2. От руки или печатный вариант;
  3. Обязательно указать:
  • Наименование школы;
  • Информация о заявителе;
  • Подпись, дата написания заявления.
  1. В самом заявлении описывается:
  • В каком учреждении обучается ребенок;
  • Суть жалобы;
  • Имена учителей, которые совершают незаконные/аморальные действия;
  • Просьбы;
  • Ссылки на законы.

Еще раз уверяем вас, что отказать в рассмотрении заявления вам не могут по причине того, что он написан не по образцу, так как установленного законом образца не существует. Важно, чтобы выполнялись условия описанные выше. Все же мы рекомендуем вам воспользоваться образцами, представленными ниже, для подачи жалоб на школы.

Какие наказания могут быть применены?

Конечно, после обращения с жалобой, хочется знать, что приняты меры и исправлена неприятная ситуация в школе, с учителем проведены разъяснительные работы. Все эти сведения должны быть предоставлены заявителю самостоятельно или по требованию, которое указывается в жалобе. Также родителям хочется заранее понимать, чем грозит то или иное нарушение правил учителем или школой, кого могут наказать и как.

Если вы подаете жалобу в такие инстанции, как РОНО, то скорее всего по факту жалобы будет проведена проверка, возможно разъяснительная беседа, выговор или дисциплинарное взыскание. Самый страшный конец в этом случае – увольнение.

Если же для жалоб у вас были весомые причины, и она подана в надзорные или правоохранительные органы, суд – на конкретного учителя или руководителя учебного заведения может быть заведено дело. Наказание может быть как административное в виде штрафов, обязательных работ, так и уголовное – вплоть до реального тюремного срока. Все зависит от степени нарушений в школе.

Инфо

Помните, о том, что вы вправе защищать своего ребенка и отстаивать его права в школе, перед учителями и в любых других учреждениях до его совершеннолетия. Школа закончится, а психологическая травма может остаться, поэтому лучше не допускать сомнительных ситуаций в школе и оперативно реагировать на неправомерные действия учителей и других работников школы.

Наши дети огромное количество времени проводят в школе. Поэтому учителя и директор школы — это те люди, которые должны поддерживать, а в необходимых случаях и защищать детей. Психика маленького человека очень хрупкая. Она не может справиться с придирчивостью, унижением, оскорблением со стороны учителей. К сожалению, не всегда нам, как родителям, удается найти общий язык с такими педагогами. Куда можно пожаловаться? Об этом расскажем ниже.

Последствия подачи

По результатам рассмотрения вашего заявления будет принято определенное решение. Если факты, изложенные в заявлении, подтвердятся, виновные лица будут привлечены к ответственности . Она может различной. Самая простая – виновному лицу будет объявлен выговор, самая серьезная – обращение в суд.

Жалоба будет признана обоснованной если учитель:

  • не выполняет свои обязанности;
  • не соблюдает правила техники безопасности, в результате чего ребенок получил травму;
  • нарушает правила трудового распорядка школы;
  • разжигает национальную и религиозную рознь;
  • не соблюдает этику и нравственность;
  • не берет в расчет здоровье ребенка и его психологическое здоровье в условиях учебного процесса;
  • занижает оценки обучаемого;
  • относится предвзято к ребенку.

Эта статья поможет Вам найти ответы на следующие вопросы:

  • какими правами обладают ученик и его родители;
  • какими правами обладает учитель;
  • как оцениваются знания ученика в школе;
  • кто устанавливает критерии оценки знаний ученика;
  • куда пожаловаться на учителя, на директора школы;
  • как защитить ребенка от произвола учителя;
  • какие оценки имеет право ставить учитель в начальной школе (1, 2, 3 и 4 классы);
  • можно ли ставить двойки за знания и/или за поведение?

Зачастую очень сложно разобраться в объективности претензий, которые педагоги высказывают детям. Именно детям! За юридической помощью в школьных конфликтах обращаются родители, которые считают, что учитель умышленно и чрезмерно притесняет их ребенка. Проблема осложняется тем, что преподаватель не обсуждает сложную ситуацию с мамой и папой, а направляет всю мощь своего авторитета напрямую на ученика: «недостатки» его личности обсуждаются с одноклассниками, ребенка могут отсадить в столовой за отдельный стол и оставить завтракать в одиночестве на глазах у всех. Разумеется, отношение учителя сказывается на оценках и в дневнике появляются двойки. Понимая, что у ребенка назревают неприятности в школе, родители задаются вопросом: «А можно ли ставить такие оценки ученикам младших классов? Каковы критерии оценки знаний?» Что делать родителю в таком случае? Каковы должны быть его действия?

При возникновении спорных ситуаций с учителем, мы рекомендуем обязательно обратиться к профессиональному адвокату, который может разъяснить, на какие письма и методики стоит ссылаться, куда обращаться с соответствующими жалобами, на что имеют право участники школьного конфликта.

К сожалению, перечень нормативных актов, которые регламентируют работу учителя, и критерии оценки знаний ученика очень невелик и четких параметров нет: все отдается на усмотрение учителя и конкретной школы. Параметры утверждаются школьным советом и фиксируются в соответствующем внутришкольном регламенте.

В настоящей статье приведены типичные примеры профессиональных ошибок педагога, а также рассмотрены соответствующие нормативные акты и перечень организаций, в которые следует обратиться с жалобой на учителя.

В первую очередь вызывает тревогу проверка преподавателем тетрадей ученика. Подробный анализ позволяет сделать вывод, что учитель в основном оценивает не знание, а ведение тетради: все страницы исчерчены красной ручкой, везде проставлены восклицательные знаки, подчеркивания и прочие необъяснимые символы. При этом в разделе 4 Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 даны рекомендации по оценке «за общее впечатление от письменной работы». Сущность такой оценки состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота и др.). Эта отметка ставится как дополнительная. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учителю рекомендовано выставлять две отметки: за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе), например 5/3.

Имеется 4 основных параметра знаний ученика:

Качество усвоения предметных знаний-умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности;

Степень прилежания и старания

Из них только первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика).

Однако недовольный учитель не придает значения правильности выполнения работ, не анализирует, не видит и не отмечает прогресс, который достигает ребенок в сложных для него темах. Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

В связи с этим у ребенка может резко снизиться самооценка, он перестанет стремиться к улучшению своих знаний, так как будет считать это бессмысленным: ведь преподаватель все равно обращает внимание только на аккуратность заполнения тетради и дневника.

Одновременно с этим педагог может постоянно вносить в дневник записи о поведении ученика, выставляя оценку «2». Например, могут быть выставлены двойки «за плохое поведение в столовой», «за плохое поведение на перемене». За неделю может быть сделано несколько подобных письменных замечаний. Таки образом, учитель применяет педагогически нецелесообразные методы воздействия на ученика, карая его за любой проступок красной записью в дневнике.

Любой здравомыслящий человек понимает, что активный ребенок не сможет спокойно усидеть на одном месте после 45-минутного урока. Для того, чтобы сосредоточиться на следующем занятии, ему нужны смена обстановки, общение со сверстниками, короткая игровая передышка.

Школьная перемена – это эмоциональная и физическая разрядка для ребенка после урока, во время которой дети, особенно ученики начальной школы, активно проводят время. Общеизвестный факт, что до 10 лет самый лучший отдых для детей – это подвижные игры. Учитывая изложенное, выставление оценки или внесение в дневник письменного замечания о плохом поведении ребенка на перемене недопустимо.

Психофизические особенности учеников младших классов рассмотрены в Приложении к письму Минобразования России от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 (1). В данном письме уделено особое внимание переменам и сказано, что Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. Более того, рекомендуется обязательное проведением двух физкультминуток в течение урока по 1,5 - 2 минуты каждая (2) .

Учитель не имеет право ставить двойки или иные отрицательные отметки за поведение в начальной школе.

Как сказано в Письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15, оценка - это констатация качества усвоения учащимися учебного материала, а не его поведения.

Неправильно организованный контроль и оценка повышают у школьников уровень тревожности и страх перед школой, являются препятствием для ориентирования на самостоятельность, активность и самоконтроль.

В таких ситуациях родители обоснованно опасаются, что неправомерно выставляемые оценки могут безвозвратно нарушить контакт ребенка со взрослыми и сверстниками, а также может быть подавлено ощущение успеха и эмоционального благополучия. Такие последствия прямо противоречат одному из главных законов педагогики начального обучения: «Младший школьник должен учиться на успехе».

Кроме незаконного выставления двоек, учитель может применять и другие - жестокие методы невербального отторжения ребенка от всего коллектива. Это может привести к тому, что ученик начнет чувствовать себя изгоем.

Опасность таких приемов заключается в их эмоциональной стороне: став жертвой безмолвного воздействия, ребенок вряд ли сможет проанализировать и объяснить причину своего подавленного состояния. Например, учитель может отвернуться от разговаривающего с ним ученика и таким образом выразить пренебрежение к нему.

Более жесткие методы были применены учителем одной их московских школ.

Так, преподаватель посчитала, что мальчик плохо ведет себя в столовой и запретила ему сидеть со всеми детьми за одним столом. За завтраком и обедом ребенок сидел один на глазах у всех посетителей столовой.

То же самое происходило и на уроках: ребенок отсажен за отдельную парту. На вопрос мальчика «А почему я сижу один?», учитель предложила поднять руку тем детям, с кем не спорил Коля (имя изменено). Такие действия педагога мгновенно продемонстрировали классу отрицательное отношение учителя к конкретному ученику.

Негативное влияние педагога на ребенка иллюстрируется и следующим примером: в классе установлен кулер с питьевой водой для детей. На перемене можно пить воду с согласия учителя, но периодически преподаватель позволяла попить одному ребенку, одновременно запрещая делать это неполюбившемуся ученику. Так, в конце перемены педагог разрешила попить однокласснице мальчика, а ему запретила, пояснив, что девочка спокойно сидела на перемене и занималась делом, а он в это время бегал. Ребенок сказал, что он уже сделал то задание, однако попить ему не разрешили. Так, лишая ребенка воды, учитель при всех наказала его за беготню на перемене.

Кроме того, педагог регулярно позволяла себе критические высказывания в адрес матери мальчика. Такие действия разрушали родительский авторитет перед ребенком.

Негласное, но явное проявление неприязни преподавателем противоречит педагогической этике и опасно для обучающегося, так как не учитывает возрастные потребности и индивидуальные особенности школьника, что в свою очередь влечет за собой психологическую и эмоциональную перегрузку ребенка.

Противопоставление ученика всем одноклассникам создает нездоровый эмоциональный климат в классе. При этом ребенок чувствует себя оскорбленным.

Рассмотренные незаконные действия учителя могут привести к следующим отрицательным последствиям:

Действия учителя могут резко снизить его авторитет. Своим отношением педагог настраивает ребенка против себя, впоследствии все требования учителя воспринимаются негативно;

У ребенка может пропасть активное отношение к учебе, желание посещать школу;

Если учитель не учитывает индивидуальные особенности ученика, то это может привести к нервному срыву у ребенка.

Необходимо учитывать, что для учеников начальной школы существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка. Запрещено создавать конфликт между беззащитным ребенком и обществом.

Многие родители опасаются, что если они вступят на конфликтный путь, то обрекут своего ребенка на еще больший прессинг со стороны педагога, и его очень быстро придется переводить в другую школу. А тем более, в младших классах ребенок особенно уязвим.

Однако, в практике наших адвокатов такие споры разрешаются в пользу ребенка. Например, одна семья обратилась к нам за юридической помощью в ситуации, которую мы описывали выше. Адвокат составил жалобу на действия учителя, которую родители направили во все возможные инстанции: в школу, окружное управление образования, Департамент образования г. Москвы, службу лицензирования и аттестации работников образования и образовательных учреждений, а также в Министерство образования и науки РФ. В результате в окружном Управлении образования была создана комиссия по проверке поступившей жалобы. Специалисты управления пригласили родителей на общую беседу с учителем и директором школы. В ходе встречи в присутствии представителей управления директор прислушалась к жалобе родителей и встала на их сторону. Учитель отсутствовала по причине болезни. Результатом проверки стало дисциплинарное взыскание в отношении преподавателя, а мальчика перевели в параллельный класс, где он блестяще окончил второй класс и с нетерпением ждал встречи с новой учительницей в следующем учебном году.

Если Вы оказались втянутыми в конфликт с педагогом и намерены обратиться с жалобой, советуем не только описать все нарушения со стороны учителя, но и побудить проверяющих к активным действиям.

1. Имеет ли право преподаватель выставлять в дневник оценки ученику 2-го класса за поведение на уроках/на перемене/в столовой.

2. Какими основными и/или локальными нормативными актами руководствуется преподаватель, выставляя оценки за поведение, оговоренные в п.1.

3. С какой периодичностью должны быть сделаны записи в дневнике ученика 2-го класса в отношении его поведения (каждый день, каждый урок, раз в неделю, никогда).

4. Каковы критерии оценки знаний учеников 2-го класса приняты и утверждены в конкретной школе (с просьбой выслать заверенную копию).

5. Должны ли преподаватели начальных классов проходить курсы повышения квалификации в обязательном порядке? Если да, то с какой регулярностью.

6. Проходила ли курсы повышения квалификации преподаватель ФИО учителя? Когда в последний раз? Соответствует ли образование данного педагога занимаемой должности?

7. Является ли учет индивидуальных особенностей ребенка обязательным параметром при обучении детей во втором классе? Обязательно ли соблюдение принципа индивидуализации в образовательном процессе.

8. Прошу провести проверку педагогической деятельности ФИО учителя. При проверке прошу сообщить, какие меры, кроме карательных, были предприняты вышеуказанным педагогом в отношении ученика ФИО вашего ребенка.

9. О результатах проверки прошу сообщить письмом в мой адрес.

10. Прошу сообщить, какие меры могут быть предприняты родителями совместно с преподавателем для улучшения состояния ребенка, повышения его взаимодействия с педагогом и восстановления позитивного отношения к школе.

Этот вопрос будет символизировать, что Вы не просто слепо и безосновательно недовольны учителем, а наоборот, готовы работать с ним ради сохранения спокойствия и успеваемости ребенка.

ДОПОЛНЕНИЯ К ВОПРОСАМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АДРЕСАТА.

В школу: Во избежание конфликтных ситуаций прошу вести переписку по почте, не вовлекая в данный процесс моего ребенка, в дневник записей о вызове родителей в школу не делать! При назначении времени визита родителей, прошу учитывать наш рабочий график и назначить встречу не позднее 9 час.00 мин. или не ранее 17 час.00 мин.

В окружное управление образования - Прошу назначить комиссию для урегулирования возникшего конфликта.

В службу лицензирования и аттестации – провести проверку наличия локальных нормативных актов в СОШ № ___, необходимых для реализации учебного процесса и их соответствия образовательным нормативам.

Школьные конфликты могут привести к рациональной дискуссии, на которой будет найден ответ на следующие вопросы:

Правы ли родители в своих претензиях? Может быть, стоит прислушаться к мнению учителя?

Как учитель может влиять на «сложного» ученика? Плюсы и минусы такого влияния (например, развитие дисциплины или личных комплексов).