Святой григорий просветитель армении. Григорий, просветитель великой армении. Почитание у славян

Григор = Гри + Гор = Бог Гри Лусаворич – арм., Грегориос Фостер или Фотистес – гречески., Григорий Парфянин, Григор Партев. Родился около 252 года - умер около 326 года – Святой Армянской Апостольской церкви, а также русской православной церкви (где известен как Григорий Армянский), и других православных церквей, Римско-Католической и Армянской Католической церквей, первый, после гонения царя Трдата, епископ и просветитель Армении. Был членом парфянского знатного рода Сурен-Пахлавов, который, свою очередь, был ветвью царского дома Аршикидов, имевшего парфянское происхождение. Таким образом, он был родственником армянских монархов, имевших также парфянское происхождение. Григорий при крещении получает имя Аристакес, и являлся апостолом Христа.

В 256 году до н.э. образовали, под предводительством Аршакидов самостоятельное государство, со временем превратившееся в крупную империю, включавшую территории между Ефратом и Индом, Каспийским и Индийскими морями. Просуществовало до 226 года н.э., когда сменилось новой персидской империей Сасанидов.

Парфяне были воинственным народом, ловкими наездниками и отличными стрелками из лука.

По мнению некоторых, волхвы (или один из них), приходившие с дарами на поклонение новорожденному Богомладенцу (Георгию, Иоанну), были из Парфии. В моих исследованиях это подтвердилось, волхвами с дарами был Аристакес, жена и сын. Известно, что при сошествии святого Духа на апостолов (апостолом был Аристакес и его сын и Магдалина), в числе народов, находившихся при этом событии в Иерусалиме, первыми упоминаются парфяне, а за ними мидяне, еламитяне и др.

После падения Аршакидов парфяне, тем не менее, сохранили свой привилегированный статус в государстве Сасанидов. Об этом свидетельствует частое упоминание имени парфян в наскальных надписях Сасанидской эпохи.

В книге рассказывается о том, что отец Григория, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова (Андроника-Христа) и за это сам поплатился жизнью.

Приписка позднего редактора, как это обычно бывает: враг становится героем, а герой врагом, то же самое было и с Иудой (Аристакесом), якобы предателем Иисуса, хотя в действительности верным слугой своего царя до последнего родственником и единственным апостолом взрослым.

Все семейство Григория (Аристакеса) было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую . Там мальчик был крещён (крещение было в более зрелом возрасте) именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим (Русь, Тартарию) и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III , - гг.), желая усердною службою загладить вину своего отца. Вся это история выдумана в томчесле и растование с женой. Под царем Хосровом понимается Андроник-Христос, а его сын, Георгий (Иоанн) Калита (Тридат). Его правление 1187 – 1227 годы, до 1206 года правит со своей матерью Марией Магдалиной, а после ее успения единоличный правитель Тартарии (Руси).

Рис. 86.Статуя св. Григория в стене собора св. Петра в Риме . Надпись на

армянском и латинском языках

В центре рисунка можно увидеть молодого человека, главного среди всех, сын Андроника-Христа Георгий (Иоанн) Калита (Константин Великий) с царской короной и с крестом.

Григорий (Аристакес – «святой защитник») был правителем Армении, и первым митрополитом московским, рыцарем духовно-рыцарского ордена тамплиеров, подчинялся великому магистру правителю Руси (Тартарии) Георгию (Иоанну) Калите. Нет ничего удивительного, что первые правители страны являлись одновременно и первосвященниками. Все представители династии Комнинов по национальности были армянами, согласно официальной и общепринятой версии, поэтому нет ничего удивительного в том, что под армянским царем Трдатом имеется в виду сын Иисуса Андроника-Христа, Георгий (Иоанн) Калита. Трдат – первый христианский царь в мировой истории. Григорий Просветитель (Аристакес) принимал участие в крестовом походе вместе с Георгием (Иоанном) Калитой, который и показал место будущего Эчмиадзин а в начале XIII века. Затем армия Армении примкнула к общей армии Георгия и воевала до победы 23 апреля 1204 года, за преданность и доблесть в бою, вероятно и получил новое имя Аристакес при крещении и посвящении в рыцари. Аристакес переводится как «Святой защитник» . В октябре 1205 года состоялся Первый Никейский (Московский) Собор, на котором и был Аристакес I со своей делегацией от великой Армении одним из почетных приглашенных на Собор. Аристакес I (Григорий Просветитель) жил в Москве был в Московском Кремле, армянский народ так же, как и многие народы мира, строил Кремль. Один из храмов Москвы на Красной площади храм Василия Блаженного (опричненский Ярусалим Ивана Грозного) построен в честь победы над Казанским ханством в 1555 году. Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители храма, творчески истолковали задание, создав оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными церквами расположены меньшие по высоте; те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й столпообразной церкви, завершенной шатром с маленькой главкой; все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня

В день памяти святителя Григория, просветителя Армении – небесного покровителя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) – публикуется статья, которая рассказывает о подвиге святого мученика и о почитании его христианами. Автор проводит параллель между двумя служителями Церкви. Л.К. Александрова-Чукова также знакомит читателя с фрагментами дневника Владыки, который он вел в дни Архиерейского Собора РПЦ в сентябре 1943 года.

«По имени и житие твое будет…»
Амвросий Оптинский

30 сентября (13 октября) – день памяти свт. Григория, просветителя Великой Армении. [Григор Лусаворич; арм. Գրիգռր Լռւսավռրիչ ] (239-325/6), святитель (память 30 сентября; в Армении – 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?).

Великой Арменией называлась горная страна, находившаяся между Римской империей и Персией, между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата, населенная армянами, названными так по царю Араму. Она управлялась царями из своего племени со II в. до Р.Х. до V в. по Р.Х., когда в 387 г. в результате войн она была разделена между Персией и Римом. Называлась она так в противоположность Малой Армении – области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р.Х. – в состав Римской империи. Великая Армения стала второй колыбелью человеческого рода, ибо на горе Арарат (Быт.8:4) остановился Ковчег Ноя.

Согласно преданию, проповедь Евангелия в Армении восходит к апостолам Варфоломею и Фаддею, христианство стало проникать в Армению еще в I веке через сирийские города. С тех пор в Армении существовали христианские общины, поддерживавшие тесные связи с церковью Антиохии, а с конца II столетия также с церковью Эдессы. Армянские христиане подвергались преследованиям со стороны правителей страны из парфянской династии Аршакидов. Перелом в отношениях между Церковью и государством произошел в царствование Тиридата (Трдата) III, который был восстановлен на армянском престоле Диоклетианом в 286 году после победоносной войны римлян с Сасанидским Ираном, смертельным врагом армянских Аршакидов – ветви свергнутой в Иране парфянской династии. По договору Рима с Ираном, заключенному в 298 году, Иран признал римский протекторат над Арменией. Отец Тиридата Хосров, долго и успешно воевавший с основателем Сасанидской династии Ардаширом (Артаксерксом), был убит парфянским князем Анаком, а в отмщение за это он сам и его родственники были казнены. Спасся один лишь младенец – младший сын, которого кормилица-христианка забрала на свою родину в Кесарию Каппадокийскую. Там он был крещен с именем Григорий и получил христианское воспитание. Вступив в брак, Григорий вскоре после рождения второго сына расстался с женой (которая, так же как и он, дала обет безбрачия) и отправился в Рим, где в то время находился бежавший из Армении после ее захвата персами Тиридат. Он поступил к нему на службу, желая своей преданностью низложенному наследнику царского престола заслужить прощение за грех своего отца. Вернувшись при Диоклетиане вместе с Тиридатом в родную Армению, Григорий стал проповедовать соплеменникам учение Христа. Но когда Григорий признался Тиридату в том, что он сын Анака, царь приказал подвергнуть его мучениям и бросить в ров, своего рода «зиндан», кишевший змеями. В этой темнице Григорий провел 13 (по другим источникам 14 или 15) лет. На месте заточения мученика впоследствии был устроен монастырь Хор Вирап.

Царь Тиридат имел свою резиденцию в тогдашней столице Армении, городе Вагаршапат (в 1945 г. переименован в Эчмиадзин). Он жестоко преследовал христиан. Спасаясь от гонений Диоклетиана, из Рима в Армению бежали 37 девушек-христианок, наставницей которых была Гаяне. Одна из девушек, Рипсимия, отличалась незаурядной красотой и привлекла внимание Тиридата, как ранее Диоклетиана, и он решил сделать ее своей наложницей. Девушка отвергла домогательства Тиридата, и он велел предать ее мучительной казни. Вместе с нею были замучены Гаяне и другие святые девы. Одна из них, Нина, бежала в Грузию, став просветительницей этой страны.

Совершив это страшное злодеяние, нечестивый царь Тиридат впал в безумие: у него началось психическое расстройство, он воображал себя волком-оборотнем. Сестра царя царевна Хосровидукт сказала Тиридату, что ей было видение: человек с сияющим лицом объявил ей, что преследование христиан должно быть прекращено отныне и навеки. Царевна была убеждена, что если вытащить Григория из ямы, он сумеет вылечить царя. Тиридат внял совету сестры, освободил Григория.

Подошедшие ко рву громко воззвали, говоря: «Григорий, жив ли ты?» И Григорий ответил: «Благодатию Бога моего – я жив». Святой Григорий возвестил людям, что Господь Бог сохранил его живым во рву, где часто посещал его ангел Божий, чтобы он имел возможность привести их от тьмы идолопоклонства к свету благочестия. Святой стал наставлять их вере во Христа, призывая их к покаянию. Увидев смирение пришедших, святой повелел им устроить большую церковь, что они и исполнили в скором времени. В эту церковь Григорий внес с большим почетом тела блаженных мучениц, поставил в ней святой крест и повелел народу собираться там и молиться. Затем он привел царя Тиридата к телам святых дев, которых тот погубил, чтобы он просил их молитв пред Господом Иисусом Христом. И лишь только царь исполнил это, как ему был возвращен человеческий образ и от бесновавшихся вместе со своим царем воевод и воинов также отошли лукавые духи.

Так Святой Григорий исцелил своего мучителя и крестил его вместе со всем царским домом, приближенными и множеством народа в реке Евфрат. При содействии Тиридата христианство распространялось по всей стране. Во всех городах и областях Армении низвергались языческие храмы, жрецы которых упорно сопротивлялись, однако были побеждены. На месте языческих храмов возникали христианские церкви и монастыри, земли которых Тиридат III передавал служителям Церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, который священники должны были вносить в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Так армянское духовенство расширяло владения за счет земель упраздненных языческих храмов, конфискованных государством земель опальных и уничтоженных нахарарских домов.

При монастырях святитель Григорий основывал школы для подготовки пастырей и проповедников, в которых была большая потребность. У армян в то время еще не было своей письменности и совершать богослужение и читать Священное Писание возможно было только на греческом или сирийском языках, поэтому нужно было готовить пастырей, которые знали бы эти языки и могли бы живое слово излагать по-армянски.

Святой Григорий много времени проводил в путешествиях. Он крестил желавших принять христианство, строил новые церкви и основывал новые монастыри. Вскоре у него появились ученики и последователи.

В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.

В 301 (по другим данным в 302 или 314) году святой Григорий получил епископскую хиротонию в Кесарии Каппадокийской от епископа этого города Леонтия и возглавил Армянскую Церковь. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Свою кафедру Григорий основал в Вагаршапате (Эчмиадзине), где в 301–303 гг. Тиридатом Великим и Григорием Просветителем был построен величественный кафедральный собор.

Григорий Просветитель позаботился о том, чтобы должность епископа сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса. Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки епископа Албиана – Албианиды. В IV в. на патриарший престол вступали то Григориды, то Албианиды, в зависимости от политической ориентации армянских царей. В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, отправлявшиеся для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Григория священномученик Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов».

К концу жизни Григорий, передав кафедру сыну, стал отшельником в горной пещере. Обнаруженные местными пастухами мощи святого Григория разошлись по христианскому миру. Главная святыня – десница святого Григория – с 2000 года хранится в Эчмиадзине и является официальным символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.

«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении».

Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе.

Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

«История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци, указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

Переработка Жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами, окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григорием Просветителем в христианство соседних народов, и его проповедь ограничивается лишь 15 областями Великой Армении. В Житии Григорий Просветитель предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с самим Единородным Сыном Божиим – Христом.

В Византии история обращения Армении Григорием Просветителем стала известна не позднее V в., когда греческий историк Созомен упоминает о чуде крещения армянского царя Трдата, произошедшем в его доме. В VIII в. празднование в честь святого Григория было включено в греческий церковный календарь, с IX в. день его памяти отмечен в греческом календаре, высеченном на мраморных досках церкви Сан-Джованни в Неаполе.

28 сентября упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сентября, 2 и 3 декабря – «св. Григорий Армянский».

Почитание Григория Просветителя в Византии и странах ее культурного ареала связано с именем патриарха Константинопольского свт. Фотия (858–867, 877–886), стремившегося к консолидации восточных христиан перед лицом Запада. Популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов святой стал объединяющей фигурой, и именно в это время на стенах собора Св. Софии в Константинополе появляется изображение свт. Григория Армянского.

Перевод пространного Жития Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании с греческого на славянский язык был сделан не позднее XII в. Житие вошло в сербские торжественники XIV–XV вв. Известен также перевод более краткого Жития на «просту мову», выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорусских списков XVII в. и в 1-й половине XIV в. у южных славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Григорию Просветителю на славянский был язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками конца XI–XII вв. Новый перевод выполнен в XIV в. болгарскими книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.

Случаи посвящения Григорию Просветителю храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре, в 1561 г. святому был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) в Москве.

В греческой и арабской версиях Жития Григорию Просветителю приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

До середины V века Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Обособление ее началось после Халкидонского Вселенского Собора (451 г.), в котором ААЦ не участвовала из-за ведущейся в тот период кровопролитной войны христианской Армении с зороастрийской Персией. Другой причиной непринятия решений Халкидонского Собора явилось стремление упрочить свою независимость от Византии. Армянские богословы, не признав Халкидонский Собор Вселенским, считали его поместным, а значит, его определения не общеобязательны для Вселенской Церкви. В 506 г. на I Двинском соборе ААЦ отвергла решение Халкидонского Собора и тем самым обрела самостоятельность. Это решение было подтверждено и на II Двинском соборе в 554 году.

Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церквей и принадлежит к семье так называемых нехалкидонских или Древневосточных Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую (Яковитскую), Эфиопскую (Абиссинскую) и Маланкарскую (Индия).

В России на основании Положения 1836 г. ее называли Армяно-григорианской – по имени первого армянского патриарха Григория Просветителя, однако это название самой Армянской Апостольской Церковью не используется.

«Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви», – сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл более 20 лет назад во время встречи с главой Армянской Апостольской Церкви США.

16 марта 2010 года во время Первосвятительского визита в Армению в своем приветствии Гарегину II, Верховному Патриарху и Католикосу всех армян, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Несмотря на то, что наши Церкви в силу исторических причин не имеют евхаристического общения, мы отчетливо осознаем близость друг ко другу. Причину тому мы находим в приверженности Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей древнему церковному Преданию. На его основе веками формировались традиционные ценности, в равной степени характерные восточнославянской и армянской культурам. Именно верность христианской традиции и ее нравственным идеалам является для нас связующей нитью, залогом нашего соработничества и дружбы. Мы вместе участвуем в работе международных христианских организаций, различных межрелигиозных форумов, ведем плодотворный двусторонний диалог. Мы рады, что в духовных академиях Русской Православной Церкви обучаются армянские студенты, что позволяет им знакомиться с верой, историей, культурой и традициями народов, населяющих пространство исторической Руси.

Сегодня здесь, в кафедральном соборе Святого Первопрестольного Эчмиадзина, основанного святителем Григорием, где хранится его святая десница, я вновь ощущаю необходимость развивать и углублять взаимные связи, дабы наше совместное свидетельство миру было действенным, - миру, страдающему от разделений, вражды и несправедливости. Святой апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, говорит: “Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями” (1 Тим. 6:12). Наш долг также и в том, чтобы совместно свидетельствовать о Предании древней Церкви перед теми христианскими общинами, которые встали на путь либерализации нравственного учения, сопровождающейся пересмотром основных норм».

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 14 сентября 2017 года .

Житие св. Григория описано Агафангелом , автором V века , описавшем историю обращения Армении в христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

В книге рассказывается, что отец Григория, парфянин Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую . Там мальчик был крещён именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III), желая усердною службою загладить вину своего отца.

Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Трдат велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата (Артаксата) , где тот был в заточении 13 лет, поддерживаемый благочестивой женщиной.

Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. Таким образом, Армения стала самой первой страной, принявшей христианство на государственной основе. Повсеместно в стране началась кампания по искоренению многовекового наследия армянской дохристианской культуры.

В 302 году Григорий был рукоположен в епископы от епископа Леонтия Кесарийского в Кесарии, после чего строит храм в городе Вагаршапате - столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин , что в переводе означает «сошёл Единородный» (то есть Иисус Христос) - который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма.

В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее , но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса , который, вместе с ещё одним посланником по имени Акритис, привёз в Армению Никейские постановления.

В 325 году Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 году) и был похоронен в Эчмиадзине . Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория.

Почти тысячу лет могила св. Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе , а 11 ноября 2000 года были переданы Католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее время хранятся в построенном в

как официальной ре-ли-гии армянского государства, а так-же на-ча-ло ор-га-ни-за-ци-он-но-го оформ-ле-ния Ар-мян-ской апо-столь-ской церк-ви.

Зна-чительная часть све-де-ний о жиз-ни и про-по-ве-ди Григория Просветителя име-ет по-лу-ле-ген-дар-ный ха-рак-тер. По боль-шей час-ти, эти све-де-ния пред-став-ле-ны в цик-ле «Жи-тие святого Гри-го-рия Про-све-ти-те-ля», армянский текст ко-то-ро-го со-хра-нил-ся в со-ста-ве «Ис-то-рии Ар-ме-нии» Ага-фан-ге-ла.

Тра-ди-ци-он-но счи-та-ет-ся, что Григорий Просветитель про-ис-хо-дил из знат-но-го ро-да вель-мо-жи Ана-ка, род-ст-вен-но-го или не-по-сред-ст-вен-но вос-хо-дя-ще-го к пар-фя-но-армянской цар-ской ди-на-стии Ар-ша-ки-дов. Со-глас-но армянскому ис-то-рио-гра-фу Мов-се-су Хо-ре-на-ци (V - начало VI веков), юность Григория Просветителя про-шла в Ке-са-рии Кап-па-до-кий-ской, где он по-лу-чил на-чат-ки хри-сти-ан-ской ве-ры и при-нял кре-ще-ние. Гри-го-рий всту-пил в брак (у не-го ро-ди-лись сы-но-вья Вар-дан и Ари-ста-кес), од-на-ко был вы-ну-ж-ден рас-стать-ся со сво-ей суп-ру-гой Ма-ри-ей из-за её же-ла-ния уй-ти в мо-на-стырь . По-ки-нув Ке-са-рию, он пе-ре-брал-ся в Рим и по-сту-пил на служ-бу к Трда-ту (бу-ду-ще-му ца-рю Трда-ту III Ве-ли-ко-му (287-330; другие да-ты: 274-330, 298-330)), ко-то-ро-му, бла-го-да-ря под-держ-ке римского императора Ди-ок-ле-тиа-на, уда-лось вер-нуть пре-стол в Ар-ме-нии, ут-ра-чен-ный его от-цом Хос-ро-вом в борь-бе с ос-но-ва-те-лем иранской ди-на-стии Са-са-ни-дов Ар-та-ши-ром.

Вна-ча-ле Гри-го-рий сни-скал ува-же-ние ца-ря Трда-та за вер-ную служ-бу, позд-нее бо-лее чем на 10 лет он был за-то-чён в ров с ядо-ви-ты-ми на-се-ко-мы-ми за ис-по-веда-ние хри-сти-ан-ст-ва (по другим вер-си-ям, пре-тер-пел различные му-че-ния). Ос-во-бо-ж-дён по-сле чу-дес-но-го ис-це-ле-ния ца-ря Трда-та, при-няв-ше-го впо-след-ст-вии хри-сти-ан-ст-во, про-воз-гла-шён-ное официальной ре-ли-ги-ей армянского государства (тра-ди-ци-он-но - около 301). Около 301-302 годов (по другим дан-ным, около 314 года) Гри-го-рий, на-прав-лен-ный Трда-том в Кап-па-до-кию, при-ни-ма-ет епи-скоп-ское по-став-ле-ние в Ке-са-рии от Ле-он-тия Кап-па-до-кий-ско-го (что лег-ло в ос-но-ву тра-ди-ции епи-скоп-ско-го ру-ко-по-ло-же-ния ка-ж-до-го вновь из-би-рае-мо-го пред-стоя-те-ля Армянской церк-ви от ар-хи-епи-ско-па Ке-са-рий-ско-го). По воз-вра-ще-нии в Ар-ме-нию Гри-го-рий вёл про-по-ведь хри-сти-ан-ст-ва в Та-рон-ской и Ара-рат-ской об-лас-тях; у го-ры Не-бат от Гри-го-рия при-ня-ли кре-ще-ние царь Трдат, чле-ны его се-мьи и пред-ста-ви-те-ли зна-ти. В Та-ро-не Григорий Просветитель ос-но-вал церковь Святого Ио-ан-на Кре-сти-те-ля (позд-нее - центр Глак-ско-го монастыря). По пре-да-нию, ка-фед-рой епи-скоп-ско-го слу-же-ния Григорий Просветитель из-брал Аш-ти-шат, один из сво-их ро-до-вых цен-тров в Та-рон-ской об-лас-ти (ны-не посёлок Де-рик на тер-ри-то-рии Тур-ции).

С про-по-ве-дью Григория Просветителя свя-за-но ос-но-ва-ние в армянских зем-лях пер-вых школ для под-готов-ки ду-хо-вен-ст-ва, спо-соб-но-го со-вер-шать бо-го-слу-же-ние на греческом и сирийском язы-ках. Про-све-ти-тель-ская дея-тель-ность Григория Просветителя спо-соб-ст-во-ва-ла соз-да-нию в Ар-ме-нии пер-вых хра-мо-вых цен-тров, ста-но-вив-ших-ся так-же цен-тра-ми но-вой хри-сти-ан-ской куль-ту-ры (например, Эч-ми-ад-зин), а так-же куль-тур-ной и ре-лигиозной са-мо-иден-ти-фи-ка-ции Ар-ме-нии вви-ду по-сто-ян-ной уг-ро-зы са-са-нид-ско-го зо-роа-ст-рий-ско-го Ира-на.

Григорий Просветитель около 325 года пе-ре-дал Аш-ти-шат-скую ка-фед-ру сы-ну Ари-ста-ке-су (бу-ду-щий ка-то-ли-кос Ари-ста-кес I (325-333)). По пре-да-нию, Григорий Просветитель умер в пу́стыни Ма-нэ вско-ре по-сле от-кры-тия Ни-кей-ско-го со-бо-ра (325). Ему при-пи-сы-ва-ют ав-тор-ст-во «Мно-гове-ща-тель-ных ре-чей», «Уче-ния Гри-го-ра» (вхо-дит в «Ис-то-рию Ар-ме-нии» Ага-фан-ге-ла), ка-но-нических пра-вил (вклю-че-ны в армянскую «Кни-гу ка-но-нов» и другие). По мне-нию боль-шин-ст-ва учё-ных, эти со-чи-не-ния бы-ли на-пи-са-ны на греческом язы-ке. На-ча-ло об-ще-го по-чи-та-ния Григория Просветителя в хри-сти-ан-ских об-лас-тях За-кав-ка-зья от-но-сит-ся к концу V-VI веков. О рав-ном по-чи-та-нии Григория Просветителя в Ар-ме-нии и Гру-зии сви-де-тель-ст-ву-ет пе-ре-пис-ка грузинских ка-то-ли-ко-сов начала VII века с армянскими ду-хов-ны-ми и свет-ски-ми вла-де-те-ля-ми. Ис-клю-чительная важ-ность для Армянской церк-ви при-об-ре-та-ет дея-тель-ность Григория Просветителя по-сле её окон-чательного рас-ко-ла с Грузинской цер-ко-вью на Ма-наз-керт-ском со-бо-ре (726), при этом под-чёр-ки-ва-ет-ся главная роль Григория Просветителя как ос-но-ва-те-ля ин-сти-ту-та Армянской церк-ви. В Ви-зан-тии об ис-то-рии хри-стиа-ни-за-ции Ар-ме-нии ста-ло из-вест-но не позд-нее V века, в VIII веке празд-но-ва-ние в честь Григория Просветителя бы-ло вклю-че-но в ви-зантийский цер-ков-ный ка-лен-дарь. Рас-про-стра-не-ние по-чи-та-ния Григория Просветителя в славянских зем-лях от-но-сит-ся к пе-рио-ду не позд-нее XII века, по-сле по-яв-ле-ния пер-вых пе-ре-во-дов «Жи-тия» Григория Просветителя на славянские язы-ки.

Мо-щи Григория Просветителя пе-ре-да-ны в но-ябре 2000 года па-пой Рим-ским Ио-ан-ном Пав-лом II (1978-2005) ка-то-ли-ко-су Га-ре-ги-ну II (из-бран на ка-фед-ру в октябре 1999 года) и хра-нят-ся ны-не в ере-ван-ском со-бо-ре Святого Гри-го-рия Про-све-ти-те-ля (от-крыт в 2001). Дес-ни-ца Григория Просветителя пре-бы-ва-ет в Эч-ми-ад-зи-не как сим-вол пре-ем-ст-ва ду-хов-ной вла-сти пер-во-ие-рар-ха Армянской апо-столь-ской церк-ви. День па-мя-ти в вос-точ-ной и за-пад-ной церк-вах - 30 сентября (13 октября).

Иллюстрации:

Гри-го-рий Про-све-ти-тель. Еван-ге-лие-ап-ра-кос (XII век). Со-бра-ние Ан-то-ние-во-Сий-ско-го мо-на-сты-ря. Архив БРЭ.

Святые покровители носящих имя Григорий

Святитель Григорий Палама
День памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского празднуется 14/27 ноября в день его преставления, которое произошло в Фессалониках (иначе Солунь - в славянском варианте этого географического названия) в 1359 году. А также переходящее празднование во вторую Неделю Великого поста.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (Солунский) - известный византийский богослов и церковный деятель, поэтому те, кто решил посвятить себя более глубокому знанию богословских истин, изучению святоотеческих трудов, возносят ему молитвы. Также святитель прославлен как при жизни своей, так и после преставления ко Господу своими чудесами исцеления в самых тяжелых, часто непоправимых, с медицинской точки зрения, случаях.
Григорий Авнежский, игумен, преподобномученик Святой Григорий жил в XIVвеке во Владимирском крае, рядом с монастырем под началом Стефана Махрищского. Григорий был зажиточным крестьянином, но имел тяготение к духовной, иноческой жизни. В конце концов, он пожертвовал свое имение на устроение монастыря и принял в нем постриг.

Через некоторое время игумен Стефан Махрищский из-за недовольства крестьян ушел из обители вместе с Григорием. После долгих скитаний по Вологодским лесам они поселились в месте впадения реки Авнежи в реку Сухону и решили основать здесь Авнежский монастрырь. Местный богатый землевладелец Константин Дмитриевич повторил поступок преподобного Григория. Он отдал монастырю все свои богатства и поселился в нем иноком с именем Кассиан. На эти средства в обители были выстроены два храма и кельи для братии.

После того, как игумен Стефан по настоянию князя Дмитрия Донского вернулся в Махрищскую обитель, преподобный Григорий стал настоятелем нового монастыря. А Кассиан - его первым помощником и келарем.

В 1392 году, во время набегов казанских татар, Авнежский монастырь был сожжен, а преподобномученики Григорий и Кассиан убиты. В 1524 году были обретены их святые мощи, и на этом месте была выстроена памятная часовня.

Григорий Акрагантийский, епископ
Григорий Акритский, преподобный
Григорий Александрийский, архиепископ, исповедник


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 23 ноября/6 декабря.

С юных лет посвятил себя служению Господу. Воглавляя Александрийскую Церковь, явился образцом всех добродетелей и пастырского служения. В период иконоборчества стойко защищал почитание святых образов. Был предан мучениям. Приняв их со смирением и радостью, еще раз доказал крепость своей веры. Как противник императорскому мнению был отправлен в ссылку, где спустя три года скончался.

святитель Григорий Палама .

Григорий Антиохийский, патриарх


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 20 апреля/3 мая.

Святитель Григорий жил в VI веке. Против собственной, но покоряясь Божеской воле был возведен на патриарший престол в 573 году. Отличался добротой и смиренностью нрава, был милостив и крепок в вере. За время служения патриархом снискал уважение не только у своих прихожан, но и у персов. Оставался на патриаршем посту до самой кончины в 593 году.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Григорий - это святитель Григорий Палама .
Григорий Армянский, епископ, священномученик, просветитель Великой Армении

Григорий Богослов, Назианзин, Младший, Константинопольский, патриарх


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 25 января/7 февраля.
Величайший богослов и борец за христианское учение. Наравне с Василием Великим и Иоанном Златоустом, Григорий Богослов снискал себе славу великого святителя и учитиля вселенского. Возглавляя епископские кафедры Византийской империи, они активно занимались общественной деятельностью, боролись с ересями, изъясняли учение о Святой Троице, проповедовали самоотвержение и высокую нравственность. Все три святителя получили блестящее образование, перед ними был открыт путь построения светской карьеры, и каждый из них отказался от мирских ценностей, выбрав путь служения Богу, тяготея больше к монастырской и пустынной жизни. Все снискали себе репутацию блестящих проповедников и защитников никейской веры, все оставили после себя литературное наследие будущим поколениям, где растолковывали богословские истины, призывали к высокой нравственности. Их нравственные и общественные наставления нисколько не устарели, и для нашего поколения они продолжают быть источником мудрости. Григорий Богослов, просияв своей святой жизнью, достиг такой высоты в области богословия, что побеждал всех еретиков своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван Богословом.
Икона Святителя
Григория Богослова
Афон. XVI век

Григорий Византийский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 28 ноября/11 декабря.

Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно, что он жил в VIII веке и принял мученическую смерть за почитание христианских икон.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Григорий - это святитель Григорий Палама .

Григорий Двоеслов, Великий, папа Святой Григорий жил в Риме в VI веке, был родом из аристократической семьи. Получил хорошее образование и по настоянию родных занял пост сенатора. Однако, всей душой стремясь к духовной, аскетической жизни, Григорий вскоре отказался от выгодной должности и избрал путь иноческий. После смерти родителей он потратил свое наследство на строительство монастырей в Сицилии и Риме и подвизался в монастыре Андрея Первозванного в Риме.

Став диаконом, святой Григорий отправился в Византию, чтобы изучать богословие. А после возвращения в 590 году был избран святителем Рима. Он успешно занимался политикой, стремясь упрочить положение Римской Церкви и обеспечить безопасность своей паствы. Именно он заложил основы средневековой иерократической державы пап Римских. Он мечтал о христианизации всех соседских народов, но его миссионерские попытки не были слишком успешными.

Григорий Великий прославился многими своими богословскими творениями. Он преобразовал церковное пение (григорианские хоралы), написал множество проповедей и наставлений для пастырей, ряд пояснений к Библии. Самым популярным трудом святителя Георгия были «Диалоги», в которых он собрал легенды об италийских подвижниках. В русском переводе эта книга получила название «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». За создание этой книги Святой Григорий получил прозвание Двоеслов (собеседник).

Скончался святитель Григорий в 604 году. Его мощи хранятся в соборе святого апостола Петра в Ватикане.

Григорий Декаполит, преподобный
Григорий Кипрский, епископ


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 4/17 марта.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Григорий - это святитель Григорий Палама .

Григорий Константинопольский, патриарх, священномученик Святой Григорий, Патриарх Константинопольский занимал эту высокую должность трижды - с 1707 по 1799, с 1806 по 1808 и с 1819 по 1821 годы. Это было сложное время для греческого народа, который в то время находился под османским игом, и духовная и общественная поддержка святого Патриарха была чрезвычайно важна для деятельности греческих патриотов.

Поддержка была тайной: для деятельности Патриарха было необходимо находиться на свободе, но его связи с патриотами в конце концов выяснились, и друзья святого Патриарха предложили ему побег из Константинополя в город Морею. Патриарх не согласился и отвечал, что ему было предчувствие, что тело его вскоре упокоится в море.

На Пасху 1821 года, 10 апреля по старому стилю турки схватили святого Патриарха и повесили на воротах Патриархии, а после кончины бросили в море.

Греческие моряки приметили место, куда бросили тело, нашли его и под российским флагом доставили в Одессу на судне капитана Макри Склавоса из Кефалонии. Его упокоили 19 июня 1821 года в греческой Троицкой церкви. Для последнего облачения из Московской епархии доставили полное патриаршее облачение, митру и крест, которые до того принадлежали святейшему патриарху Никону. В тот же год Греция обрела независимость и вернула христианскую веру.

В 1871 году по случаю празднования пятидесятилетия независимости Греции греческое правительство ходатайствовало перед Россией о возвращении святых останков Патриарха. Ходатайство было удовлетворено, и мощи священномученика Григория, Патриарха Константинопольского были перенесены в Афины, а в его честь богословами была составлена служба.

Григорий Нисский, епископ

Григорий Омиритский, епископ Еще в юности святой Григорий Омиритский был наделен даром исцелений и чудотворений. Сначала он стал монахом, а потом диаконом. Однажды старец-отшельник предсказал, что святитель станет епископом. Потом сам Григорий увидел во сне, как Апостолы Петр и Павел подают ему архиерейское облачение. Святой собрался в дорогу. Сначала по предсказанию он должен был посетить Рим и Александрию, а затем отправиться в Омиритский город Негран.
В это же время в Негране после войны вся христианская церковная иерархия была разрушена, требовался новый епископ, чтобы ее восстановить. Его должен был назначить патриарх Александрийский. Когда патриарх размышлял, кого же выбрать, ему было видение, появился апостол Марк и назвал имя диакона Григория.

Став епископом, Григорий Омиритский стал восстанавливать церковь. Но местные иудеи воспротивились. Их раввин Ерван сказал, если святой Григорий покажет им Бога, они сами тогда примут христианство, если нет - значит, их языческие боги сильнее. Вера епископа была так сильна, что он принял вызов и стал молиться. Вдруг земля содрогнулась, люди посмотрели на восток и увидели, как разошлись небеса, и им явилсяна мгновение, озаренный лучами солнца, Иисус Христос. Не верившие иудеи были ослеплены сиянием, но получили исцеление от святого Григория. Все они, включая раввина, приняли крещение. Так началось служение епископа, который потом управлял своей паствой тридцать лет.

Григорий Пельшемский, Вологодский, игумен
Григорий Печерский, затворник
Григорий Печерский, преподобномученик

Григорий Синаит, преподобный


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 8/21 августа.
Родина преподобного Григория Синаита - Малая Азия. Он родился в знатной византийской семье, в возрасте 20 лет попал в плен к туркам. Юноша вызывал симпатию у всех, даже турки разрешили ему посещать христианский храм. Там местные жители с удовольствием слушали, как он поет.

Они собрали деньги и купили свободу для святого Григория. Стремясь к богоугоднической жизни, он попал на Кипр, где стал учеником отшельника-инока. Через некоторое время инок направил преподобного в Синайский монастырь. Там он пять лет изучал богословские книги, переписывал священные тексты, и каждый день совершал подъем на гору Синай.

Покинув монастырь, святой Григорий Синаит совершил паломничество в Иерусалим, после чего поселился в пещере на Крите. Здесь он повстречал старца Арсения, в беседах с которым проникся идеей развить учение, по которому первая ступень иноческой жизни - делание, а высшая - созерцание. Так появились его литературные труды. Преподобный Григорий Синаит является основоположником учения исихаизма, у которого было много учеников и последователей.

Икона Преподобного
Григория Синаита
Россия. XX век.
Фреска Казанского собора
Оптиной пустыни

Григорий Хандзойский (Грузинский), архимадрит
Григорий Чудотворец, Неокесарийский, епископ