Особенности социалистической модели и внешнеполитического развития. Характерные черты и модели развития капиталистической и социалистической систем. Характеристика главных признаков социалистической модели. роль в экономической интеграции социалистических

Наряду с тремя основными региональными объединениями на протяжении более чем четырех послевоенных десятилетий, до конца 1980-х гг. XX в., существовала социалистическая интегра­ционная модель, охватившая значительное число стран евроази­атского региона. Несмотря на распад мировой системы социализ­ма, а затем и СССР, некогда казавшиеся вечными связи стран по­бедившего социализма оставили определенный след не только в истории интеграции, но и продолжают оказывать влияние на вза­имоотношения бывших стран-участниц альянса.

Интеграционный процесс начался после завершения Второй мировой войны, охватил страны Юго-Восточной Европы, осво­божденные СССР от фашизма, а затем ряд стран Юго-Восточной Азии, получивших независимость. Отличительной стороной ин­теграции являлось в той или иной степени простое копирование странами-участницами советской модели хозяйственных отноше­ний. Так, на протяжении 1950-х гг. в странах Юго-Восточной Европы происходило создание фундамента социализма на основе тотального огосударствления промышленности, принудительного кооперирования села, вытеснения капитала из сферы финансов, торговли, создания системы директивного планирования и т.д.

Ведущим институтом интеграции социалистических стран стал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный в январе 1949 г. В первые годы существования перед СЭВ стояла задача на­лаживания и регулирования внешнеторговых связей стран-участ­ниц на основе двухсторонних соглашений; с 1954 г. СЭВ приступил к координации народно-хозяйственных планов. В 1960-е гг. СЭВ инициировал ряд соглашений о специализации и кооперировании производства и внутри интеграционном разделении труда. Поло­жительная в целом динамика развития СССР и его союзников в 1960-е гг. позволила перейти к новому этапу интеграции, о чем свидетельствовало возникновение таких ее институтов, как Меж­дународный банк экономического сотрудничества, Интерметалл, Институт стандартизации и др. В 1971 г. была принята Комплексная программа сотрудничества и развития стран-членов СЭВ на базе углубления интеграции.

Первая половина 1970-х гг. явилась своеобразной вершиной в развитии сотрудничества, которое обеспечивало весьма стабиль­ные темпы роста промышленного производства, составлявшие в среднем 6-8%. В значительной степени это достигалось за счет эк­стенсивного развития, нарашивания количественных показателей в области производства электроэнергии, добычи полезных иско­паемых, выплавки стали, продукции машиностроения, в то вре­мя как темпы роста производительности труда, эффективности производства, внедрения инноваций все более отставали от ми­ровых показателей.

С середины 1970-х гг. стали проявляться кризисные явления внутри СЭВ. Нарастающее отставание стран содружества в науч­но-технической сфере на фоне структурной перестройки хозяй­ства развитых стран неуклонно вело к потере завоеванных пози­ций на мировых рынках. Традиционная ориентация содружества на внутренний рынок не смогла спасти положения.

К 1980-м гг. в полной мере проявила себя диспропорция между чрезмерным развитием отраслей тяжелой индустрии и слабо раз­витыми отраслями, производящими потребительские товары. На­раставшая диспропорция явилась причиной не только относитель­ного, но и в отдельных случаях абсолютного ухудшения жизнен­ных условий граждан стран содружества, что привело к росту дезинтеграционных настроений. Помимо этого на рост противоре­чий внутри интеграции влиял сохранявшийся различный уровень развития стран-участниц. Наиболее развитые экономики ГДР, ЧССР, Венгрии, Польши, СССР, вынужденные ориентироваться на рынки менее развитых стран, все более теряли стимулы к развитию наукоемких, современных производств, а вместе с этим нарастало их отставание от мирового уровня развития. Устаревшая администра­тивно-командная система руководства интеграцией, чрезмерная иде­ологизация сферы хозяйственного сотрудничества препятствовали реформированию отношений на базе учета интересов участников СЭВ. Кризисная ситуация в сфере межгосударственного сотрудни­чества явно обозначилась в 1980-е гг., что выразилось, например, в резком сокращении объемов взаимной торговли.

После начала преобразований в СССР - ведущем субъекте содружества - резко усилились дезинтеграционные тенденции.

С началом демократических преобразований в странах содруже­ства в конце 1980-х гг. произошел окончательный распад объеди­нения стран. Сегодня страны - бывшие участники СЭВ активно сближаются с ведущими мировыми объединениями стран Евро­пы и Азии.

10.4.6. Страны СНГ

Еще одно объединение стран, представляющее бывшие респуб­лики СССР, а ныне суверенные государства, берет начало с мо­мента подписания декларации о создании экономического союза стран СНГ в 1991 г. Несмотря на имеющиеся долголетние хозяй­ственные связи и относительно близкий уровень развития стран СНГ, в настоящее время процесс сближения находится скорее на стадии подписания протокола о намерениях. Исключение состав­ляют Россия и Белоруссия, активно сближающие свои экономи­ки. Это объясняется в большей степени внутри- и внешнеполи­тическими, идеологическими причинами, чем экономическими соображениями. Последнее придает известный оптимизм в оцен­ке перспектив евроазиатского интеграционного процесса в рам­ках СНГ, в котором Россия должна сыграть ведущую роль.

10.5. Глобализация и глобальные проблемы

Рассмотренный выше процесс интеграции, представляет собой яркое проявление процесса глобализации хозяйственных отноше­ний 9 . Под глобализацией большинство исследователей понимает процессы глубинных перемен всемирного характера, связанные с развитием постиндустриального общества. В основу трактовок сути данного процесса заложена идея об универсальности процес­сов развития на основе достижений НТР и либерализации хозяй­ственных отношений, захвативших все страны мира во второй половине XX в. Результатом должно стать формирование новой глобальной цивилизации. Очевидно, что процесс глобализации

Термин «глобализация» стал широко использоваться в начале 1980-х гг., его появление связано с именем американского социолога Р. Робинсона.

вызывает обострение проблем и противоречий как внутри, так и между существующими социально-экономическими системами, подтверждением чему является противостояние «севера и юга», которое в настоящее время приобрело открытый военно-полити­ческий характер, особенно после событий 11 сентября 2001 г. Дан­ное противостояние может быть классифицировано как одна из острейших глобальных проблем современности, затрагивающих все страны мира.

Отличительными свойствами глобальных проблем, таким об­разом, являются их всеохватывающий характер, их теснейшее пе­реплетение и невозможность решения по отдельности либо в рам­ках какой-либо одной страны или региона.

Среди глобальных проблем наиболее важной остается задача предотвращения мировой войны с использованием оружия мас­сового уничтожения. Несмотря на достижения последних десяти­летий XX в. в области разрядки, крушение системы противостоя­ния блоков, военно-политическая конфронтация остается серьез­нейшим фактором, влияющим на возникновение глобальных кризисов. Сама по себе конфронтация существенно ослабляет ин­теграционные тенденции и затрудняет осознание глобального ха­рактера проблемы, отвлекает колоссальные ресурсы, которые мог­ли быть направлены на решение таких проблем, как крайняя не­равномерность развития стран и регионов, голод и нищета, эпидемии и неграмотность, плохая экология и т.д.

Не менее важной проблемой глобального характера, тесно свя­занной с гонкой вооружений, является проблема истощения ресурсов. К концу XX в. человечество столкнулось с энергетичес­ким, сырьевым кризисами, тенденцией резкого сокращения не-возобновляемых природных запасов, нарастающей непригоднос­тью и даже опасностью для жизни возобновляемых ресурсов.

Ресурсный кризис нельзя рассматривать вне проблем экологии и демографии. Несмотря на активизацию деятельности различных межгосударственных и общественных институтов в области защи­ты окружающей среды и рационального использования природ­ных ресурсов, в целом проблемы едва ли разрешимы в нынешних реально существующих условиях резкого различия в уровнях раз­вития регионов. Кардинальное решение этих проблем станет воз­можно с действительным переходом подавляющего большинства стран в постиндустриальное состояние, которое характеризуется новыми ценностными ориентирами как в сфере производства, так и потребления благ.

Глобальная демографическая проблема наиболее ярко прояв­ляет себя в странах «третьего мира», многие из которых спустя четыре десятилетия после освобождения от колониальной зависи­мости оказались перед лицом нищеты, голода и эпидемий. Пла­чевное состояние стран «третьего мира» обусловлено не только их отставанием по уровню развития, но и исключительно высокими темпами роста населения. За последние 30 лет численность насе­ления экономически развитых 39 государств увеличилась на 43%, в то время как развивающиеся страны показали прирост в два раза. Демографы прогнозируют в будущем демографическую стабили­зацию и даже депопуляцию в развитых странах при дальнейшем росте населения в развивающихся странах, где будут усугублять­ся проблемы занятости, бедности, нищеты, голода, неграмотнос­ти и т.д.

Чрезвычайно опасным для цивилизации является углубление разрыва в уровнях развития, уровне и качестве жизни стран «зо­лотого миллиарда» и развивающихся стран. Отстающие страны становятся очагом нестабильности. Не решив их проблемы, не­возможно устранять глобальные противоречия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Охарактеризуйте особенности основных этапов развития мирового хозяй­ства во второй половине XX в.

2. Какими чертами характеризуется хозяйственное развитие США в 1950-1960-е гг.?

3. В чем состоят особенности экономического развития послевоенной Гер­мании?

4. Назовите основные различия этатистской и либеральной моделей на при­мерах Великобритании, Англии, Японии, США и ФРГ.

5. Назовите отличительные черты современной HTP, охарактеризуйте ее эта­пы.

6. В чем состоит сущность перехода к постиндустриальному обществу?

7. Назовите общие направления либеральных реформ 1980-1990-х гг.

8. В чем состоят особенности модели «догоняющего» развития и ее вариа­ций в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии?

9. Что такое экономическая интеграция?

Ю. Что такое глобализация? Назовите особенности глобальных проблем.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

третья научно-техническая революция

модель смешанной экономики

Бреттон-Вудс

Международный валютный фонд (МВФ)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

план Маршалла

политика этатизации

индикативное планирование

политика «индустриального императива»

Людвиг фон Эрхард

социальное рыночное хозяйство

немецкое «экономическое чудо»

«японское экономическое чудо»

рейганомика

тетчеризм

модель «догоняющего» развития

транснациональные и многонациональные корпорации

Европейский союз

институционализация

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)

Страны Западной Европы и США после Второй мировой войны

11 класс

    вариант

1.1 Выбрать правильный ответ: ЕС был создан в а) 1945 г б) 1957 г) 1986

1.2 Проведение «новой восточной политики» связано с именем

а) К. Адэнауэра б) В. Брандта в) Г. Шмидта г) Г. Шрёдера д) А. Меркель

2.1 Соотнести историческое явление и страну, с которым оно связано:

а) «Уотергейтский скандал» 1. Великобритания

б)Ольстерская проблема 2. Франция

в) «Красный май» 3. Италия

г) еврокоммунизм 4. США

2.2 Расставьте в хронологической последовательности нахождение у власти премьер- министров Великобритании:

а) Д. Мэйджор б) Д. Камерон в) М. Тэтчэр г) Т Блэр

3.1. Продолжите ряд: основными мероприятиями неоконсерваторов были:

а) Сочетание государственного регулирования экономики с действием рынка

3.2. Какими чертами характеризуется общество «всеобщего благосостояния»? Когда оно сформировалось в Европе?

4.1. Что такое «экономическое чудо» . В чем его причины, суть и результаты. (на примере Германии)

4.2. Какие страны Восточной Европы после Второй мировой войны пошли по социалистическому пути развития? В чем особенности социалистической модели и внешнеполитического развития этих стран?

«Страны Европы освобождаются от наследия прошлого, связанного с эрой конфронтации. Парижская хартия провозгласила новую эпоху демократии, мира и единства в Европе. Прекращение раскола Европы открывает историческую возможность придать новое качество отношениям в сфере безопасности при полном уважении свободы выбора. Участники… решили упразднить военные органы и структуры к 31 марта 1991г..»

    Какая организация заявила таким образом о прекращении своей деятельности?

    В чем причины этого?

Страны Западной Европы и США после Второй мировой войны

11 класс

    вариант

1.1 Выбрать правильный ответ: объединение Германии произошло в

а) 1957 г б) 1986 г) 1990 д) 1992

1.2 Провозглашение СССР «имерией зла» связано с именем

а) д. Кеннеди б) Д. Буша в) Б. Клинтона г) Р. Рейгана д) Б. Обамы

2.1. Соотнести историческое явление и страну, с которым оно связано:

а) Карибский кризис 1. Франция

б) маккартизм 2. Куба

в) голлизм 3. Италия

г) мафия 4. США

2.2Расставьте в хронологической последовательности:

а) «будапештская осень» б) «пражская весна» в) план Маршалла г) подписание Маастрихтских соглашений (образование ЕС)

3.1. Продолжите ряд: основными мероприятиями европейского экономического чуда были: а) приватизация ряда отраслей промышленности

б) в) г) д)

3.2. Какими чертами характеризуется постиндустриальное общество? Когда оно сформировалось в Европе?

4.1. Чем был вызван политический кризис во Франции 1968 года. Какие он имел последствия?

4.2. Что такое «бархатные революции»? Приведите причины краха социалистических режимов. как развиваются страны Восточной Европы в настоящее время.

5.1 Проанализируйте документ и ответьте на вопросы:

« Его величество Король Бельгийцев, Её Величество Королева Дании, Президент ФРГ, Президент Греческой республики, Его Величество Король Испании, Президент Французской республики, (всего 12) договорились о следующем: - создать… ? - содействовать устойчивому экономическому и социальному прогрессу, создания пространства без внутренних границ, введении единой валюты, усилить защиту прав и интересов граждан государств-членов Союза..»

    Какая организация была создана в Маастрихте?

    С какой целью объединились государства?

    Какие государства Европы не вошли? Сколько стран- членов объединения?

В географии восток означает ту часть света, где всходит солнце, а запад - где солнце заходит. В истории эти два понятия имеют другое значение. В то же время в различные временные эпохи они тоже означали разные понятия.

Например, слово «Восток» раньше применялось в отношении нехристианских стран. Позже оно применялось в отношении колониальных территорий. Во времена «холодной войны» слово «Восток» применялось в отношении СССР и его союзников, слово же «Запад» в отношении США и их союзников.
Позже слово «Восток» стало применяться в отношении тоталитарных государств без рыночной экономики, а слово «Запад» в отношении демократических государств с высокоразвитой экономикой, основанной на рыночных отношениях.

Сегодня на Земном шаре имеется более 190 государств. По мнению специалистов 75 из них считаются демократическими с высокоразвитой экономикой, основанной на рыночных отношениях.

Создание процветающего государства

Одной из основных особенностей развития стран Запада после Второй мировой войны является создание процветающего государства. Такое государство было образовано в 50~х годах XX века. В 60-70-х годах оно уже процветало и укреплялось.

Что такое «процветающее государство»? Процветающее государство - демократическое государство, которое способно при сохрании рыночной экономики обеспечить своим гражданам благополучную жизнь с гарантированным социальным обеспечением,

Человечество смогло создать такое государство в 50-х годах XX столетия. Случиться это могло потому, что здравомыслящие люди, политики к этому времени полностью осознали, что государство должно наделе обеспечить социальную защиту граждан, их права и свободы.

Какие же факторы позволили построить процветающее государство?

Первым фактором является новая мощная волна демократического движения после Второй мировой войны, требование демократических сил проведения коренных социальных реформ. Во-вторых, этому поспособствовала и «холодная война». Западные политики не хотели, чтобы на территории их государств пустили корни подрывные коммунистические идеи.

Самым действенным средством защиты граждан от подрывных коммунистических идей было строительство справедливого процветающего общества. Конечно же, такое государство не могло быть построено само по себе. Для этого необходимо было затратить огромные средств на социальную защиту граждан. А следовательно, чтобы иметь такие средства и платить гражданам высокую заработную плату, экономика самого государства должна была процветать.

Причины бурного развития экономики стран Запада

К началу 50-х годов промышленное производство стран Западной Европы достигло своего довоенного уровня. В 50-60 годы экономика этих стран стала бурно развиваться.

Какие факторы обеспечили такое развитие экономики?

Во-первых, США и страны Западной Европы во время Второй мировой войны и после нее предприняли меры по предотвращению возникновения неустойчивости товарно-денежных отношений. В частности, были созданы Международный валютный фонд и Европейский банк реконструкции и развития.

Во-вторых, неоценима была роль «плана Маршалла». В соответствии с ним США в период с 1948 по 1952 год оказали странам Западной Европы помощь в размере 13 млрд долларов.

В-третьих, были созданы благоприятные условия для внешней торговли - это ликвидация протекционизма и таможенных преград. Например, только на товары, ввозимые из США, таможенные пошлины сократились на 50%. Эго привело к процветанию международной торговли. Например, ежегодные темпы роста международной торговли за период 1948-1960 гг. составлял в среднем 6%, а в период 1960-1973 гг. - 9%. В самой Европе объем межгосударственной торговли за период 1950-1970 гг. вырос с 18 млрд долларов до 129 млрд долларов. Таким образом, внешняя торговля превратилась в источник экономического развития.

В-четвертых, уделялось огромное внимание интеллектуальной мощи народа и своевременному внедрению в производство новой техники и технологий. Промышленность была перестроена по последнему слову техники. Сельское хозяйство не просто было механизировано, в нем
произошла в полном понимании революция - внедрялись биотехнологии и химизация.

В-пятых, нефть стала использоваться в полном объеме в качестве топлива. Она в экономической жизни превратилась в основное движущее средство. К тому же она была очень дешевая. Стоимость одного барреля (159 литров) нефти стоила всего 1,5 доллара.

В-шестых, в западных странах стала проводиться политика упорядочения государственной экономики, которая осуществлялась на основе создания смешанной экономики. Было достигнуто соответствие в экономике частной собственности, частной предпринимательской деятельности и государственного капитала.

В-седьмых, вопрос развития экономики высокими темпами был возведен в ранг правительственной политики. Инвестирование экономики всесторонне поощрялось.
Вышеперечисленные факторы позволили почти всем западным странам уже к (975 году создать крепкую систему социального обеспечения. Государство взяло на себя заботу об оказании помощи вдовам, сиротам, инвалидам, многодетным семьям, работающим гражданам, чей заработок был ниже прожиточного минимума. Были социально застрахованы: работающие - от безработицы от 52 до 67%, от несчастных случаев - от 48 до 94%, по временной нетрудоспособности из-за болезни - от 72 до 100% населения.
От 80 до 100% человек, достигших пенсионного возраста, были обеспечены пенсией. От 28 до 60% государственного бюджета расходовалось на социальные нужды. Работающим стати платить высокую заработную плату. Это повысило потребительский спрос. Например, во Франции на 1000 работающих приходилось: 636 автомобилей, 769 телевизоров, 844 холодильника. Государство привело в соответствие с законом трудовые отношения;

В законах о труде были гарантированы необходимые права в вопросах занятости, направления на работу и увольнения с работы. Таким образом, на Западе добились строительства полноценного индустриального общества.

Процесс объединения (интеграции) в Европе

Объединение западных стран а экономическом плане явилось еще одной особенностью развития Запада во второй половине XX века. Положение европейских стран после войны вынудило их совместно решать свои экономические проблемы. В 1951 году шесть европейских стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Голландия, ФРГ и Франция) создали союз по производству стали и угля. В 1957 году оно было переименовано в «Европейское экономическое сообщество» (ЕЭС). (Он еще назывался «Общим рынком»). Европейское сообщество в соответствии с Маастрихтскими соглашениями 1993 года стало именоваться Европейским Союзом.

В соответствии с договором, подписанным в Риме в 1957 году, эти шесть государств договорились об отмене таможенных преград при торговле друг с другом и создании общего рынка сельскохозяйственной продукции.

Членами этого сообщества в 2004 году стали: Венгрия, Кипр, Латвия. Литва, Мапьта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, а в 2007 году в него вступили Болгария и Румыния. Количество государств, являвшихся в 2007 голу членами Евросоюза, достигло 27, в которых проживают около 500 млн. человек. В Норвегии по данному’ вопросу было проведено 2 референдума, но она и по сей день еще не вступила в Евросоюз.

Страны, входящие в Евросоюз (последнее расширение — 2013 год)

Австрия (1995 год)
Бельгия (1957 год)
Болгария (2007 год)
Великобритания (1973 год)
Венгрия (2004 год)
Германия (1957 год)
Греция (1981 год)
Дания (1973 год)
Ирландия (1973 год)
Испания (1986 год)
Италия (1957 год)
Кипр (2004 год)
Латвия (2004 год)
Литва (2004 год)
Люксембург (1957 год)
Мальта (2004 год)
Нидерланды (1957 год)
Польша (2004 год)
Словакия (2004 год)
Словения (2004 год)
Португалия (1986 год)
Румыния (2007 год)
Финляндия (1995 год)
Франция (1957 год)
Хорватия (2013 год)
Чехия (2004 год)
Швеция (1995 год)
Эстония (2004 год)

Кандидаты на вступление в Евросоюз:

Исландия
Македония
Сербия
Турция
Черногория

Начиная с 1990 года в сфере ЕЭС были устранены все преграды для свободного продвижения инвестиций, товаров и рабочей силы. В 1991 году был сделан еще один большой шаг в деле объединения Европы. В декабре этого же года в городке Маастрихт (Голландия) 12 стран подписали соглашения о создании единой Европы.
Соглашения состояли из трех следующих групп вопросов:
- создании единой европейской валюты (евро);
- формирование единого политического союза Европы;
- утверждение Европейской Комиссии.

Начиная с 1999 года название ЕЭС изменилось, и оно стало теперь называться «Европейский совет» (ЕС). Предполагалось, что на начальных ступенях европейский союз будет заниматься согласованием внешней и оборонной политики стран Западной Европы, разрабатывать основы единого направления в этих областях, а также в дальнейшем будет служить инструментом проведения единой внешней и военной политики.

Европейская комиссия должна была исполнять обязанности органа, занимающегося упорядочением политики в области здравоохранения, народного образования и экологии входящих в ЕС стран. Было намечено, что правительства стран, входящих в ЕС, передадут свои полномочия в этих областях Европейской Комиссии.
Правда, не все договора исполнялись настолько, насколько рассчитывали их авторы. Однако главное в том, что были сделаны исторические шаги в деле создания единой Европы. В декабре 1999 года члены ЕС (их было 15) решили создать единые вооруженные силы. Было определено, что в их обязанности будет входить сохранение мира в районах военных конфликтов,

В странах ЕС, начиная с 1 января 2002 года, была введена единая валюта - евро. Основу Европейского Союза составляли в прошлом такие организации, как Евроатом, угольные и стальные европейские объединения (которые прекратили свою деятельность в 2002 году). В соответствии с Лиссабонским соглашением 2007 года эта сложная система прекратила свое существование, а Европейский Союз стал единственным обладателем субъекта международного права. Также европейские лидеры - Франция, Италия и Испания объявили в 2007 году о создании средиземноморского союза.

Европейский Совет - международная межгосударственная организация Она была создана 5 мая 1949 года. Поначалу в нее входило 10 государств. Этот Совет сыграл огромную роль в деле объединения Европы. На сегодня почти все европейские страны, включая страны Восточной Европы и Российскую Федерацию, являются членами этой организации. Высшим органом Европейского Совета является Комитет министров иностранных дел и Парламентская Ассамблея. В обязанности Европейского Совета входит оказание помощи в развитии демократии, законности и прав человека. Высший орган Европейского Совета осуществляет контроль нал выполнением взятых на себя обязательств странами - членами ЕС. Свои выводы они передают соответствующим правительствам. Европейский Совет предусматривает наказание, вплоть до вывода из состава ЕС, в случае грубых нарушений ими (правительствами стран) в области демократии, законности и прав человека. Резиденция Европейского Совета находится во французском городе Страсбург. В этот Совет в настоящее время входит около 50 государств. Этот совет не занимается военно-политическими вопросами.

Консервативная волна

Еще одной особенностью развития Запада во второй половине XX века является консервативная волна и процесс ее преодоления. Что такое консервативная волна и как она образовалась?

Консервативная волна - приход к власти противников построения процветающего государства. В 1974-1975 гг., а также в 1980-1982 гг. в индустриальных странах произошел экономический кризис. В результате упало производство и сократился объем торговли. Безработица приобрела массовый характер. Сторонники традиционных, старых порядков (консерваторы) стали винить в этом сторонников процветающего государства. Они пытались объяснить, что инфляция - это последствие чрезмерного увеличения государственных расходов на социальное страхование. Таким образом, родилось движение противников строительства процветающего государства. Оно получило в истории название «консервативной волны». В 80-е годы во многих западных странах к власти пришли консерваторы. Они уменьшили вмешательство государства в экономическую сферу, предприняли необходимые меры для широкого развития частного предпринимательства. Для снижения инфляции они стали проводить жесткую финансовую политику. В частности, сократили расходы на социальное страхование и провели денационализацию государственного сектора.

Однако «консервативная волна» не смогла покончить с процветающим государством. Она смогла только сократить государственные расходы на социальную защиту, соотнося их с экономическими возможностями государства. В то же время было доказано, что и в процветающих государствах не все вопросы социальной защиты трудящихся находят свое решение. Например, проблема безработицы была постоянным спутником человечества и остается таковой и по сей день.

Рождение информационного общества

В 70-90-е годы XX столетия в западных странах продолжатся процесс перехода рабочей силы из сферы производства в сферу обслуживания. Это одна из особенностей индустриального общества.

Например, этот показатель в середине 90-х годов в США, Канаде и Великобритании составлял 70-72%. Всего 2-3% рабочей силы было задействовано в сельском хозяйстве.
Причиной увеличения доли рабочей силы в сфере обслуживания является внедрение ультрасовременной техники и технологии в производство в результате научно-технической революции. В 1973 году впервые был создан персональный компьютер. С 1977 года началось его массовое производство. Промышленное производство стало полностью компьютеризироваться. Компьютеризация, в свою очередь, создала возможность использовать в процессе производства новые технологий - роботов, и автоматическое проектирование.

В промышленность и сферу обслуживания стали приходить высококвалифицированные специалисты. Теперь они наряду с товарами потребления стали создавать и информацию. Персональные компьютеры позволили решить проблемы международных связей и обмена информацией по Интернету, а также скорейшему их внедрению в производство.

Изменения в социальном составе населения западных стран

За последние 50 лет произошли коренные изменения в социальном составе населения западных стран. Это является одной из особенностей общественного развития Запада, Например, число занятых в сельскохозяйственном производстве резко сократилось. На сегодняшний день в этой отрасли заняты всего лишь от 2 до 7% населения.
Наемным трудом занято более 90% трудоспособного населения, 2/3 - в сфере обслуживания. Работники наемного труда более квалифицированные. Это дает возможность получать им более высокую зарплату. Поэтому они стали более обеспечены материально. Сегодня 2/3 западноевропейского населения - это люди среднего достатка. 1/10 часть населения составляют богатые люди. А 20% населения считаются бедными людьми. Они получают помощь от государства и от благотворительных фондов.

Изменения в партийно-политической системе и в государстве

За последние 50 лет идеология коммунизма на Западе полностью потерпела крах. Хотя идеи фашизма и не отмерли, но сегодня они не имеют под собой социальной основы. На сегодняшний день в западном обществе больше распространены такие направления, как консерватизм, либерализм, социализм и национализм. Политические партии берут одну из них за основу своей идеологии. Возрождение в послевоенное время в ряде западноевропейских государств консервативных партий было результатом сильного религиозного давления.

Война и ее ужасные последствия усилили влияние религии среди населения. Например, это подтверждается и созданием в Италии Христианско-Демократической партии, а в ФРГ - Христианско-Демократического союза и Христианско-социалистического союза.

В то же время, во Франции, Бельгии, Австрии и Голландии религиозные партии превратились в ощутимую силу в политической жизни общества. В США и Великобритании сохранилась сильная двухпартийная система. Выросло влияние также социалистических и социал-демократических партий. В конце 90-х годов XX столетия правительства 13 государств из 15, входящих в Европейское сообщество, возглавляли представители этих партий.

Во всех ведущих западных государствах, за исключением США, после войны были приняты новые конституции. Это были Конституции демократического толка соответствующие требованиям современного мира. Например, в конституциях Франции, ФРГ, Италии и других государств были внесены статьи, которые определяли военный способ разрешения конфликта недопустимым. В конституцию же Японии была внесена статья, в которой содержится отказ от войны как от средства национальной политики.

Особенности мирового политического развития

Сегодня существуют две основные модели социального развития:
1. Либерально-демократическая
2. Тоталитарная.

Противоречия между двумя этими моделями продолжаются вплоть до сегодняшнего дня. Если в 20-40-х годах XX столетия более сильной была модель тоталитарного развития, то в период 1950-2001 гг. более распространена модель либерально-демократического развития.

На сегодняшний день такая модель получила распространение в 75 государствах мира. Это, конечно, мало. Но не надо забывать, что демократия очень трудно пробивает себе дорогу. Сегодня на Западе все больше государств идет по этому пути развития.

Можно сделать вывод, что в странах с рыночной экономикой установилась благополучная жизнь. Экономика этих стран расцвела. Неразвитые страны остались в качестве сырьевых баз. В развитых странах усилилась борьба за рынки сбыта. При этом использовались махинации, аферы, обман, жульничество, а иногда и сила. Европа поднялась на новую ступень экономического развития. Пришло время информационного общества. В мире победила модель либерально-демократического развития.

  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Особенности социально-экономического и политического развития западных государств после Второй мировой войны Обновлено: Декабрь 3, 2016 Автором: admin

Капиталистическая система, сформировавшаяся несколько столетий назад, существует сегодня в большинстве стран. Однако, если сравнивать капиталистическую систему раннего этапа с современной, то можно выделить значительные различия.

За несколько столетий она претерпела существенные изменения, которые происходили постепенно, в несколько этапов. Первый этап получил название свободной конкуренции. Он начинается с зарождения капиталистических отношений и продолжается до конца 19 столетия. Его особенностью является господство на рынке мелких товаропроизводителей, которые взаимодействуют между собой в условиях свободного соперничества, где цены складываются стихийно на основе затрат, спроса, предложения, конкуренции, пронизывающей весь спектр экономических отношений. Каждый производитель может легко стать участником рынка, а также легко выйти из него. Ничто не мешает свободному развитию рыночных отношений. Экономика управляется той «невидимой рукой», о которой говорил А. Смит.

Но на определенном этапе свободная конкуренция приводит к появлению монополий. Они зарождаются в промышленном, сельскохозяйственном производстве, на транспорте, поглощая и подчиняя себе мелких товаропроизводителей, которые не могут противостоять мощному натиску этих структур. За счет своей экономической власти монополии становятся единственными производителями в той или иной отрасли или сфере деятельности. Они начинают диктовать свои условия рынку, в частности повышать цены на свою продукцию. Свободная конкуренция уже больше не определяет характер рынка. Поэтому второй этап в развитии капитализма именуется как монополистический. Монополия впервые была описана в 19 столетии австрийским экономистом Гильфердингом в работе «Финансовый капитал». В. Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» также глубоко проанализировал эту структуру. В дальнейшем экономисты Д. Робинсон, Э. Чемберлин выявили особенности рынка монополий в условиях конкурентной борьбы. Современная капиталистическая экономика немыслима без крупного производства, формы которого подвергаются определенным трансформациям. В частности, сегодня крупные производители редко представлены только одной компанией на рынке. На нем может присутствовать несколько больших структур, которые являются олигополиями. Рынок олигополии выступает в форме транснациональных корпораций, захватывающих национальный рынок и рынки других стран.

Другой особенностью монополистического рынка является присутствие в нем так называемых естественных монополий, в которых государство принимает участие через акционерный капитал. Естественные монополии функционируют в отраслях, связанных с добычей и переработкой важнейших ресурсов, а также транспорта, связи, коммуникаций и т.д. В России это, например, «Газпром», ОАО «РЖД». В этих компаниях контрольный пакет акций, как правило, принадлежит государству. Связано это с особой значимостью и ролью этих отраслей для общества в целом.

В начале 20 столетия возникает еще один важный участник экономических отношений – государство, которое существенно видоизменяет всю структуру экономических отношений. Если на первом этапе развития капитализма экономическая роль государства ограничивалась, преимущественно, установлением налоговых сборов, взиманием пошлин, контролем за некоторыми видами цен, то в дальнейшем рамки вмешательства государства существенно расширяются.

Это находит выражение в проведении кредитно-денежной и бюджетно-налоговой ценовой политики. Государство направляет усилия на достижение высоких темпов экономического роста, поддержание баланса и пропорций в экономике, оно разрабатывает меры борьбы с кризисами, безработицей, инфляцией. Важным направлением деятельности государства становится повышение благосостояния общества, помощь малоимущим, сокращение неравенства в доходах, реализация других социальных программ. Исходя из вышесказанного, следует, что второй этап в развитии капиталистической системы можно охарактеризовать и как государственно-монополистический.

Третий, новейший период в развитии капитализма, который начал формироваться в 60-х-70-х годах XX века, определяется как постиндустриальный. Появились и другие определения современного капитализма, считающие более правильным называть его неоиндустриальным и государственно-корпоративным. Особенностью новейшего этапа является то, что наравне с главной целью, присущей этой системе – извлечением прибыли, важное значение приобретает задача достижения высоких социальных параметров развития общества. Социальные приоритеты оказываются не менее значимыми, чем прибыль. Поэтому данный этап в развитии капитализма можно обозначить как социально-ориентированный. Достижение высоких социальных параметров развития капиталистической системы обеспечивается за счет активного государственного вмешательства. Деятельность же государства направлена на создание так называемых общественных благ, которые имеют коллективный характер потребления и несут большую социальную нагрузку для общества. Это выражается в поддержании общественного порядка и безопасности, расходов на образование, медицинское обслуживание, культуру, спорт, туризм, строительство дорог и др. В наше время существует несколько моделей рыночных систем, которые различаются по доли госсектора в экономике и доли распределяемого государством ВВП. По этим различиям можно выделить американскую и германскую модели, французскую и корейскую и др.

Помимо капиталистической системы в общественном развитии существовала и существует социалистическая. Эта система формировалась, в отличие от капиталистической, не эволюционным, а революционным путем в достаточно короткий временной период и в результате, как правило, насильственных изменений. Особенность возникновения социализма в отличие от предшествующих капиталистических систем в том, что эта система не «вызрела» в недрах капитализма, она построена на других социально-экономических принципах, а поэтому для ее становления необходим переходный период.

В России в 20-х годах 20 столетия переход от капитализма к социализму был связан с новой экономической политикой, в которой допускалось частное производство, наличие открытого рынка и т.д. В 90-х годах 20 столетия произошел обратный процесс: ломка социалистических отношений, приватизация, бесконтрольное доминирование рынка.

Первоначально переход от капитализма к социализму произошел только в одной стране – в России в результате революции 1917 года. Позже, после Второй мировой войны, сформировалась целая совокупность стран, которая образовала социалистическую систему. Социалистическая система того периода основывалась на экономических принципах, сформулированных Марксом и дополненных В. Лениным и некоторыми другими экономистами. Важнейшей чертой социалистической экономики явилась государственная и коллективная формы собственности вместо частной. В нашей стране небольшую долю занимала колхозно-кооперативная, в других (ныне странах Восточной Европы) в незначительном объеме допускалась частная собственность. В основном это касалось мелких предпринимателей в сфере услуг. В таких условиях рыночные отношения существенно сократились, так как отсутствовала конкуренция. Прибыль, как главная цель в капиталистической экономике, приобрела опосредованный характер, а обменные рыночные отношения, в значительной части, были заменены на распределительные. Все это существенно ограничило развитие товарно-денежных отношений, снизило эффективность рыночных механизмов, ослабило действие экономических стимулов. В итоге, экономический интерес существенно ослаб.

Особенность социалистической системы состоит в том, что государство, сосредоточив в своих руках почти всю собственность, централизованно управляло экономикой, что нашло свое выражение в повсеместном планировании (сверху донизу), в котором планы носят обязательный законодательный характер; жестком административном управлении субъектами экономики; уравнительной, в некоторой степени, системе распределения доходов.

С другой стороны, социалистическая система обладала и рядом существенных достоинств. Это касается, в первую очередь, планирования и прогнозирования, которые изначально возникали на макроуровне в социалистической системе, но, в настоящее время, проводятся во всех развитых капиталистических странах. В данном случае капиталистическая система переняла у социализма систему планирования, как эффективный механизм управления экономикой.

Важной особенностью современного капитализма, как уже отмечалось, является его социальный характер, направленность на человека, на удовлетворение его потребностей. Эта особенность была взята у социалистической системы, где главным приоритетом было право на труд, всеобщность образования, доступность медицинских услуг, ликвидация существенных различий в неравенстве доходов и др.

Несмотря на несовершенство ряда экономических отношений в социалистической системе, экономические показатели красноречиво свидетельствуют о ее динамичном развитии. Так, в СССР в период индустриализации темпы экономического роста достигали 20-25%. Наша страна после второй мировой войны вышла на второе место в мире после США по объему важнейших экономических показателей и их ежегодному абсолютному приросту.

Если же в целом сравнивать преимущества и недостатки каждой из экономических систем, то социалистическая экономика наиболее эффективно проявляла себя в условиях войн, революций и общественных катаклизмов, когда требовалось использование жестких административных мер управления. Преимущества социализма ярко проявились во время Великой Отечественной войны, когда экономика в короткий период смогла обеспечить советскую армию современным вооружением, а система управления и регулирования народным хозяйством была довольно эффективной. Наглядным примером этого явилась работа железнодорожного транспорта в период Великой Отечественной войны, когда переброска экономического потенциала из западных областей за Урал была осуществлена за короткий период в условиях бесперебойного движения грузовых составов. В капиталистической системе оперативное решение многих вопросов осложняется частной собственностью, при которой собственник земли, например, может не согласиться с прокладкой по его территории каких-либо коммуникаций.

Концентрация экономической власти в руках государства и широкое использование административных методов управления экономикой закрепило в зарубежной экономической мысли за социалистической системой название командно-административной, централизованной, нерыночной. Последнее определение во многом условно, так как товарно-денежные отношения в ней, естественно, присутствовали, но их масштаб, степень развития, по отношению к капитализму, были значительно ограничены. Социалистическая система в том виде, в котором она зародилась и сформировалась, просуществовала в большинстве стран относительно непродолжительное время. На рубеже 90-х годов XX века начался ее распад. При имеющихся недостатках, а также ошибках и просчетах в проведении экономической политики, неспособности и неумении творчески раскрыть и применить экономический потенциал и достоинства социализма, падение этой системы так же, как и ее зарождение, произошло не столько естественным, сколько насильственным путем. В результате социалистическая система начала трансформироваться опять в капиталистическую ценой огромных затрат и потерь - как экономических, так и социальных, политических, национальных, территориальных, культурных и нравственных. Обратный переход на капиталистические рельсы по своей жестокости и антисоциальной сущности был сравним с упоминавшимся уже этапом первоначального накопления капитала, когда в процессе приватизации фактически произошла ликвидация преобладающей части государственной собственности и падение роли государства как важнейшей организующей и управляющей структуры современной экономики. В погоне за тотальным насаждением частной собственности и другими приоритетами рыночной экономики: конкуренцией, прибылью, свободными ценами, за бортом остались важнейшие социальные приоритеты. Так, например, в постсоветской российской экономике 90-х годов резко снизились масштабы бесплатного медицинского обслуживания и высшего образования. Существенно сократился объем социальных выплат и помощи малоимущим. Неравенство в доходах между богатыми и бедными слоями населения достигло двадцатикратной величины. Безработица и инфляция превысили средние уровни большинства развитых капиталистических стран. Экономика в постсоциалистичеких странах до сих пор является малоэффективной, ресурсозатратной, технологически отсталой и зависимой от развитых стран.

В наиболее оптимистичном варианте развитие современной экономической системы видится сегодня многими представителями экономической науки и, прежде всего, институциональной школы, как высокоразвитое эффективное общество, представленное новейшими технологиями, высококвалифицированными менеджерами, способными результативно управлять экономикой. Нынешнее общество некоторые ученые называют неоиндустриальным, которое характеризуется как совершенным рыночным механизмом, высоким уровнем развития производительных сил, так и сильным государством, социально-развитой инфраструктурой и общественными институтами. Частная собственность превращается в акционерную, где каждый фактически является совладельцем основных средств производства, получая доход от совместного использования собственности. В то же время не стоит представлять современный капитализм как идеальную систему, лишенную всяких недостатков, подтверждением чему служит мировой экономический кризис, захвативший все мировые державы, а также социальный и духовный кризис в этом обществе. Те же представители институциональной школы (Веблен, Гэлбрейт) ставили под сомнение ценности и цели капиталистической системы. Они подчеркивали значимость общественных интересов, определяющей роли государства, коллективных, общественных форм собственности. Более того, была выдвинута идея конвергенции, т.е. перерастания капиталистического общества в более совершенное, неоиндустриальное, с социализированными общественными отношениями.