Методические рекомендации по использованию умк по географии. Рекомендации по разработке умк Методические рекомендации по разработке учебно методического комплекса

Вопросы для подготовки к занятию, краткое изложение курса, задачи по конкретным темам, а также контрольные вопросы для проверки знаний можно найти в настоящем учебно-методическом комплексе. Уточнить перечень вопросов и проконсультироваться по вопросам можно у преподавателя.

Рациональное планирование времени на самостоятельную работу

В силу особенностей индивидуального режима подготовки каждого студента, представляется, что такое планирование должно осуществляться студентом самостоятельно, с учетом индивидуальных рекомендаций и советов преподавателей дисциплины в соответствии с вопросами и обращениями студентов при встречающихся сложностях в подготовке и освоении дисциплины.

Подготовка к проведению семинара включает:

Определение плана занятия;

Изучение методических указаний по каждому вопросу темы;

Изучение конспекта лекции, соответствующего раздела учебника, действующего законодательства, а также рекомендованных по теме нормативных актов и дополнительной литературы;

Ознакомление для самопроверки с контрольными вопросами темы. При ответе на проблемные вопросы желательно излагать свою точку зрения, аргументируя ее ссылками на юридические источники.

В качестве исходного материала, основы для усвоения предмета представляется важным опираться на лекционные материалы, в которых предполагается изложение основных принципов, институтов информационного права, наряду с широко представленными в литературе также и малоизвестные теоретические и исторические сведения по предмету, а также перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих уголовно-правовые отношения в России.

На основе полученных на лекционных занятиях основных положений (направлений) представляется далее актуальным и полезным ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов по конкретной изучаемой теме.



В оставшееся время представляется также полезным обращаться к литературе, особенно по тем вопросам, по которым после изучения лекционных материалов, а также нормативных правовых актов не сформировалось ясного представления, а также по тем вопросам, которые представляют для студента особый интерес.

В качестве дополнительного источника, а также в качестве материала, способствующего лучшему усвоению различных вопросов предмета также полезно обращаться к материалам судебной практики. Изучение данных материалов особенно полезно для развития практических навыков применения норм уголовного права и их толкования. Представляется целесообразным, прежде всего, обращаться к официальным актам высших судебных органов, а затем уже к обзорам судебных решений, материалам конкретных судебных решений.

Важным источником являются также сайты сети Интернет.

Конспекты лекций

Тема. Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса).

Вопросы:

1. Понятие и назначение уголовного процесса. Предмет и содержание науки уголовного процесса.

2. Уголовно-процессуальные гарантии.

3. Уголовно-процессуальная форма. Формы уголовного процесса.

4. Стадии уголовного процесса.

Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) – урегулированные уголовно – процессуальным законодательством правоотношения и деятельность всех участников уголовного процесса при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретного лица к ответственности. Уметь раскрыть понятия «уголовно – процессуальная деятельность» и «Уголовно – процессуальные правоотношения». Также необходимо обратить внимание на уголовный процесс как науки имея ввиду, что – уголовно – процессуальная наука – это систематизированная совокупность знаний в виде доктрин, теорий, учений, концепций, взглядов на закономерности правового регулирования общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства и практики его реализации.

Уголовно – процессуальные гарантии – это установленные законом способы и средства, обеспечивающие осуществление участниками процесса прав, свобод и законных интересов для решения задач уголовного судопроизводства. К гарантиям относят: права участника процесса, обеспечивающие ему реализацию иных прав; обязанности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, по обеспечению прав иных участников процесса.

Отличие уголовно – процессуальных форм и форм уголовного процесса. Уголовно – процессуальная форма - это основания, условия, порядок осуществления уголовно – процессуальной деятельности. Виды уголовно – процессуальных форм: основания, условия и порядок производства следственных действий, процессуальный порядок принятия решений по делу, условия, основания перехода от одной стадии в другую, общие условия, характеризующие производство в каждой стадии. В свою очередь формы уголовного процесса – это исторически сложившиеся типы осуществления расследования и рассмотрения уголовного дела. К ним относят: обвинительный (частно – правовой), розыскной (инквизиционный),состязательный и смешанный.

Стадиями уголовного процесса являются относительно самостоятельные, но взаимосвязанные части (этапы процесса), отделенные друг от друга процессуальным решением и характеризующиеся своими целями и задачами, кругом лиц, участвующих в данной стадии, специфичными уголовно – процессуальными отношениями, сроками производства.

Стадии возбуждения уголовного дела и предварительного рас­следования охватываются понятием «досудебное производство». Иные стадии составляют содержание «судебного производства».

Надзорное производство и возобновление производства по уго­ловному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств именуют исключительными стадиями, поскольку отмена или изме­нение вступивших в законную силу судебных решений возможны лишь в исключительных случаях.

Нет, не обязательной Уголовный процесс может завершиться на любой стадии процесса. Приговор может не обжаловаться в апелля­ционном, кассационном или надзорном порядке, не всегда откры­ваются вновь открывшиеся или появляются новые обстоятельства. Предметом уголовно-процессуального права являются общест­венные отношения, складывающиеся между государственными ор­ганами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятель­ность, а также между ними и иными участниками уголовного про­цесса.

Метод уголовно-процессуального права преимущественно ха­рактеризуется возможностью властного воздействия государствен­ных органов на иных участников процесса, а также отношениями власти - подчинения и между самими государственными органами, осуществляющими уголовный процесс. Вместе с тем участники уголовного процесса наделены широким комплексом прав, которые позволяют иным субъектам активно влиять на ход уголовного про­цесса, на деятельность государственных органов. Властные полно­мочия органов уголовного судопроизводства в отношении иных субъектов очерчены законодательными рамками путем использова­ния разрешительного способа правового регулирования (запрещено все, что прямо не разрешено). Однако разрешительный способ в действующем Уголовно-процессуальном кодексе в большей степе­ни относится именно к государственным органам, осуществляю­щим судопроизводство. Относительно некоторых иных участников процесса (например, гражданский ответчик, свидетель, специалист и др.) законодатель в качестве преимущественного предусмотрел способ прямых запретов на отдельные действия.

по организации обучения детей татарскому и русскому языкам в дошкольных образовательных организациях

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 03.03.2012г.

«О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан 463 от 29.06.2001 г. «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ», разъясняем следующее.

Обучение родному (татарском}) языку начинается с первой младшей группы (с 2-х лет) и проводится воспитателем но обучению детей татарскому языку 3 раза в неделю в форме игры в рамках режима дня.

Начиная со средней группы, вводится обучение детей татарскому, русскому языкам 3 раза в неделю в первую половину дня. Из них 2 раза в неделю непосредственно образовательная деятельность (далее ИОД) проводится по подгруппам 10-15 детей Третья НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам проводится па закрепление пройденного материала со всей группой.

Вместе с тем в больших дошкольных образовательных организациях, где работают два воспитателя по обучению татарскому л русскому языкам возможно проведение третьей НОД во второй половине дня. При этом дополнительные образовательные услуги должны проводиться без ущерба НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам.

Для организации обучения детей татарскому и русскому языкам 3 раза в неделю в режимные моменты переносятся следующие НОД: всредней lpynne

НОД «Ленка/Аппликация» («Художественное творчество»)

НОД «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

НОД «Рисование» («Художественное творчество»); в старшей и подготовительной группах:

НОД «Познавательно-исследовательская и продуктивная

НОД «Рисование» («Художественное творчесгво»

НОД «Формирование целостной картины мира» («Познание»).

Для организации под! группового обучения детей рекомендуется чередовать НОД но обучению детей татарскому и русскому языкам со следующими НОД:

ft средней группе:

Коммуникация.

к старшей группе:

НОД «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная область «Познание»);

НОД «Лепка/Аппликация» («Художественное творчество»),

в подготовительной группе:

НОД «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная область «Познание»);

НОД «Рисование» («Художественное творчество»).

Расписание НОД необходимо составлять в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» от 15 мая 2013 года

Кроме НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам воспитатель по обучению языкам ведет индивидуальную работу с детьми п свободное от непосредственной образовательной деятельности время, а также работу с педагогами и родителями.

Воспитатели групп создают языковую среду в общении с детьми в течение дня с целью закрепления изученного материала НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам.

При проведении НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам воспитателю рекомендуется использовать литературу:

Региональная программа дошкольного образования. Тебэкиси мэктэпкэчэ белем биру программасы / Р.К. Шаехова - Казань. РКЦ. 2012;

. «Балалар бакчасында рус Ьэм башка мил лот балаларына татар теле вйрэту программасы»/ З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчева. Р.С. Исаева Ь.б. -

Школа РИЦ, 2013;

Программа «Изучаем русский язык» / С.М. Гафароза. Г.З. Гарафиева. Казань, Школа РИЦ, 2013;

. «Туган телдэ сойлэшэбез». М его дик кулланма. 2-3 яшь / Хэзрзгоза Ф.В., Шзрзфетдинова З.Г.. Хэбибуллина И.Ж. - Казан. ТКН, 2012;

. «Туган телдэ сейлошэбез». Методик кулланма 5-7 яшь / З.М. Зарипова, Л.Н. Вэжиева Ь.б. . Казан, Фолиант, 2012;

Татарча сейлэтэбез». Методик кулланмалар: 4-5, 5-6 яшь / З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчсва, Р.С. Исаева Ь.б. - Казан. Хэтср, 2011, 2012; 6-7 яшь. Казан, ТКИ. 2012;

. «Изучаем русский язык». Методическое пособие / С.М. Гаффарова, Г.З. Гарафиева - Казань, ХЭТЕР. 2011;

. «На поляне детства». Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений н родителей. /Сост. К В. Закирова - Казань. Школа РИД, 2011;

. «Балачак аланы». Балалар бакчасы тзрбиячелэре Ьэм эти-энилэр очен хрестоматия. "Тез. К.В. Закирова - Казань, Школа РИЦ. 2011.

Первый заместитель министра Д.М.Мустафин



Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математические методы в психологии» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения лекционных, практических занятий, а также во время самостоятельной работы.

В учебном процессе наиважнейшее место занимает лекционное занятие. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В связи с этим остановимся на некоторых методических рекомендациях по «эффективному слушанию».

За установление контакта с аудиторией всегда отвечает лектор, выступающий. Говорит ли он экспромтом, импровизирует ли по тезисам, читает ли сплошной текст - выступающий только тогда добьется эффекта, когда аудитория слушает то, что он говорит. С другой стороны, чтобы понять и усвоить то, о чем говорит выступающий, надо уметь слушать внимательно и даже тщательно.

От умения слушать во многом зависит эффективность делового и личного общения людей. Преходящий характер произносимого слова - вот что повышает важность умения слушать. Слушающий, в отличие от говорящего, не может позволить себе отвлечься даже на мгновенье, поскольку произносимое слово исчезает, «умирает» в момент, когда оно слетает с губ говорящего. Умение эффективно слушать особенно важно для менеджера, который заинтересован в непосредственном общении с подчиненными.

Слышать и слушать - не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук, только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко специально слушаем это; иногда мы вспоминаем о наличии в комнате часов только в момент, когда они вдруг остановились.

Слышание (простое чувствование звука) фактически является лишь первым шагом в законченном процессе слушания, который включает в себя:

· слушание слов;

· понимание языка лектора, значения отдельных слов;

· правильное выделение в речи говорящего законченных выражений;

· понимание смысла предложений и фраз;

· оценку сказанного, включая отделение фактов от мнений.

Чтобы успешно слушать и понимать, необходимо непрерывное постоянное усилие для поддержания должного внимания к словам говорящего. Этот процесс требует значительного умственного напряжения. Только при этом можно хорошо понять, о чем говорит преподаватель, проанализировать и запомнить отдельные положения предлагаемого материала.

Поддержать непрерывное внимание к лектору для многих оказывается нелегким делом по целому ряду причин:

· отключение внимания. Отвлечь наше внимание может все, что действует необычно или раздражает, например, наружность лектора, его голос или особенности произношения;

· высокая скорость умственной деятельности. По данным психологов, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего;

· антипатия к чужим мыслям. Мы всегда больше ценим свои мысли, и для нас обычно приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой;

· избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. И в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет фиксированное внимание на чем-то одном;

· потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимую потребность ответить. Если это с нами происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Наши мысли заняты формулированием “разгромных” комментариев, с которыми мы хотим выступить, в лучшем случае - по окончании речи говорящего, обычно же - сразу, перебивая и ни с кем, и ни с чем не считаясь.

Из сказанного, по всей видимости, ясно, что слушать эффективно для большинства из нас является весьма трудной задачей. Но она становится еще более сложной в результате воздействия помех, которые могут возникнуть между лектором, говорящим и аудиторией.

1. Физические помехи. Они разнообразны, но их можно сгруппировать по характеру воздействия и результатов:

· температура в комнате. Если в помещении жарко или холодно, то мысли слушающих будут заняты главным образом этим неудобством, а не тем, что говорит лектор;

· шум (постоянный или спорадического характера, от случая к случаю, время от времени) отвлекает внимание аудитории;

· неожиданное действие. Опоздание студента или его уход во время лекции всегда отвлекает внимание всей аудитории;

· усталость. Студент, испытывающий физическую усталость, обычно не в состоянии внимательно относиться к словам лектора. Его голова, как правило, в этом случае больше занята своим состоянием, нежели тем, что говорит преподаватель.

2. Умственные помехи:

· безразличие. Тема или некоторые из ее аспектов могут оказаться малоинтересными для некоторых студентов или для всей аудитории;

· предубеждение. Студент, имеющий предубеждение к теме лекции или к какой-то ее части, может либо полностью отключить свое внимание от того, о чем говорит преподаватель, либо вместо того, чтобы слушать с познавательной целью, будет следить за недостатками лектора;

· озабоченность. Когда студент озабочен своими личными проблемами, ему, естественно, трудно сосредоточиться на восприятии материала лектора, так как его мысли постоянно возвращаются к этим проблемам;

· реакция на слова с эмоциональной окраской. Многие непроизвольно реагируют на определенные слова, ассоциирующиеся с неприятностями или несчастьем. Например, такие слова, как «увольнение», «штраф», «убытки», «банкротство», и им подобные могут вызвать нежелательную эмоциональную реакцию. Когда кто-то слышит такого рода слова, то возникает опасность появления у него раздражения или злости, которые могут отвлечь слушателя от сути лекционного выступления;

· напряжение. Если материал труден для понимания или излагается непоследовательно и путано, то это, как правило, вызывает ненужное умственное напряжение аудитории и затрудняет усвоение преподносимого материала.

У определенной части обучающихся выработались и укоренились отрицательные привычки, затрудняющие установление контакта с преподавателем. Вот наиболее распространенные из них:

· повышенное внимание к недостаткам в наружности, голосе, речи лектора и его манерах;

· слушание лектора, не глядя на него (обычно хорошие лекторы свою речь подкрепляют выразительными жестами и богатой мимикой; студент или другой слушающий, который не смотрит на такого выступающего, получает неполную информацию);

· активная реакция на незначительные отвлекающие моменты, например, шарканье ногами, кашель, чихание и т.д.;

· поспешная оценка темы лектора и вывод о том, что в лекции не будет ничего нового или ценного;

· поспешное заключение о том, что положения лектора неправильны или не заслуживают внимания; здесь необходимо предоставить лектору или другому выступающему возможность обосновать их;

· поспешный отказ от усилий слушать лектора (чаще всего бывает, когда материал труден или преподносится непоследовательно);

· отрицательные эмоции в случаях, когда лектор выдвигает противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие отрицательные эмоции или ассоциации;

· показное внимание в случаях, когда на самом деле голова отвлечена личными заботами;

· детальное конспектирование; оно оставляет для слушания слишком мало времени (конспектируя лекцию, студент не может сосредоточить полностью свое внимание на том, что говорит преподаватель).

Каждый студент должен разделять ответственность за эффект общения с преподавателем. Лектор отвечает за эффективность своей лекции, а аудитория - за эффективность слушания. Во всяком случае, так должно быть.

Чтобы научиться эффективно слушать, нужно приучаться поддерживать непрерывное внимание к лектору. Основная проблема - это не поддаться соблазну отвлечься и не давать воли собственным мыслям. Для этого необходимо постоянным усилием поддерживать свой “настрой” на одной волне с лектором. Решение этой задачи облегчается, когда выработаны положительные устойчивые привычки и точно соблюдается план слушания.

Положительные устойчивые привычки выражаются в следующем:

· активная поза студента всегда помогает сосредоточить внимание. Правильный выбор вертикальной посадки помогает лучше сосредоточиться. Наоборот, когда расслабляется тело, тогда то же самое происходит с мозгом. Стоит только расслабиться физически, как оказывается трудно не расслабиться и умственно;

· сосредоточенный взгляд на лектора. Лектора легче слушать и сохранять внимание, наблюдая за ним. Если смотреть в сторону или на кого-либо, то появляется опасность, что наши мысли будут следовать за нашими глазами;

· устойчивая сосредоточенность. Во время речи легко отвлечься по различным причинам. Более того, можно отвлечься, даже какое-то время не осознавая этого. Чтобы сосредоточиться, нужно уметь воздержаться от всякого рода «игр», например, созерцание предметов, находящихся на столе, нежелательно перебрасываться взглядами, читать любую литературу и т.д.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.

Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, «далее», «итак», «таким образом», «следовательно» и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.

Вообще любой выступающий, лектор делает паузы (например, чтобы просмотреть свои записи, подойти к наглядным пособиям, выпить воды и т.д.). Эти небольшие паузы лучше использовать для анализа и обобщения того, что преподаватель сказал, чем давать волю своим собственным мыслям и витать в облаках.

3.Опережение речи лектора. Если речь лектора представляет интерес, то появляется естественное стремление предугадать ход мысли, следующее ее положение. С каждым случаем совпадения мысли лектора и слушающего его студента улучшается усвоение и запоминание отдельных положений лекции. Однако даже при несовпадении такого рода мыслительной деятельности уровень запоминания и последующего усвоения лекционного материала со стороны студента, тем не менее, повышается, поскольку происходит умственная работа, сравниваются предположения слушателя и утверждения говорящего.

Принцип сравнения или противопоставления (контраста) широко известен в обучении. Следовательно, опережение речи лектора является не только одним из средств «настройки на волну» слушаемой лекции, но и достаточно эффективным средством ее запоминания, усвоения.

4.Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания.

В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация - нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.


Похожая информация.


КГКП «Карасуский сельскохозяйственный колледж»

Управления образования акимата

Костанайской области

В помощь преподавателю

по разработке

учебно-методических пособий

Карасу

2017 г.

по разработке учебной литературы

Виды учебной литературы:

    учебники (электронные учебники);

    учебно-методические и дидактические пособия;

    хрестоматии;

    сборники задач и упражнений;

    справочники;

    мультимедийные и обучающие программы

Учебная литература должна реализовывать следующие функции :

    информационную;

    трансформационную;

    систематизирующую;

    самообразовательную;

    интегрирующую;

    координирующую;

    контролирующую

Учебная литература должна быть ориентирована на результат процесса обучения, развитие критического, логического и творческого мышления, организацию самостоятельной работы обучающихся и формирование базовых компетенций.

    общими целями образования, соответствующими этапами развития общества;

    задачами образования для данной отрасли и ступени образования;

    системой учебно-воспитательных задач данного предмета;

    принципами отбора и группировки учебного материала;

    средствами конструирования учебного материала;

    прогнозируемыми результатами обучения.

Принципы отбора содержания учебного материала

Основными принципами отбора содержания учебного материала являются:

    целевое соответствие учебной литературы государственным общеобязательным стандартам образования и учебным программам;

    научно-обоснованный подход к отбору учебного материала;

    системность и последовательность в изложении материала;

    четкость и преемственность в содержании учебного материала;

    достоверность отбора и изложения материала;

    наглядность;

    соответствие возрастным и психофизиологическим особенностям восприятия обучающихся;

    содействие самостоятельному усвоению материала.

Структура учебника

Основными структурными компонентами учебника являются:

    введение;

    текст (основной, дополнительный, пояснительный);

    иллюстративно-вспомогательный материал;

    аппарат усвоения знаний (вопросы, задания, тесты, материал для самостоятельной работы обучающихся);

    аппарат ориентировки (предисловие, обозначение - символы, указатели, оглавление);

      соответствие изложения понятий современным научным знаниям, их упрощение и адаптация к возрастным возможностям обучающихся;

      соблюдение в учебной литературе общей последовательности расположения программного материала;

      распределение материала по разделам, главам, темам;

      каждый раздел должен выступать как определенный объект изучения, логически взаимосвязанный с другими разделами и ступенями усвоения предмета;

      обеспечение доступности изложения для обучающихся;

      учет возрастных возможностей и интеллектуальных способностей обучающихся;

      реализация содержательных и процессуальных компонентов с учетом межпредметных связей.

После изучения каждого блока (темы) учебника необходимо включать контрольно – измерительный материал (тесты, вопросы, задания, упражнения), которые способствуют эффективной организации учебной деятельности.

Главные требования, предъявляемые к контрольно-измерительным материалам:

    соответствие содержанию учебного материала;

    обеспечение усвоения обучающимися программного материала;

    отслеживание учебных достижений в виде ключевых компетенций по прогрессивным уровням и конкретным ступеням;

    развитие познавательной мотивации и когнитивной деятельности обучающихся;

    наличие разноуровневых заданий;

    точность и ясность утверждений.

Требования к тексту

Текст, как главный компонент структуры учебника оформляется в соответствии с общими требованиями к текстовым документам и составляется на основе дидактических принципов:

    эмоционально-выразительное, проблемное изложение текста с использованием иллюстративного материала, направленное на активизацию мыслительной деятельности обучающихся;

    последовательность, четкость изложения с учетом методологической концепции автора;

    строгое соответствие изложения структуре содержания;

    соответствие текста содержанию программного материала, заглавию, теме, разделу, параграфу;

    применение функционального стиля изложения в зависимости от доминирующей функции текста: основной, дополнительной, пояснительной.

Основной текст делится на две группы: теоретико-познавательную и инструментально-практическую. В состав основного текста должны входить ключевые понятия, термины, основные факты, ведущие идеи данной отрасли науки.

Дополнительный текст должен осуществлять воспитательные и развивающие функции учебной литературы, к которым относятся хрестоматийные материалы, статистические данные, словари терминов и понятий.

Пояснительный текст должен быть ясным, кратким, точно формулирующим определенное понятие.

Иллюстративный материал учебника должен способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне.

При разработке учебной литературы необходимо учитывать и применять возможности информационных и телекоммуникационных технологий .

Общие требования к разработке учебно-методического комплекса

В состав учебно-методического комплекса входят:

    монографии, содержащие основные и новейшие сведения по отрасли, представленной соответствующим учебным предметом;

    методические пособия, хрестоматии;

    методические разработки курса;

    дидактические материалы для дифференцированного и индивидуального обучения;

    книга для обучающихся, содержащая необходимый текстовый, иллюстративный и дополнительный материал;

    книга для чтения;

    рабочая тетрадь, включающая задания для формирования умений и навыков обучающихся;

    дополнительный материал и задания для повторения, тестирования, самоконтроля и самооценки;

    аудиовизуальные и мультимедийные средства;

    компьютерные обучающие программы.

Учебно-методический комплекс должен быть разработан с учетом единой коммуникативно-когнитивной концепции для всех ступеней образования.

учебно-методических пособий

Общие требования к элементам учебно-методического комплекса . В системе методических пособий необходимо внедрить идеи оптимального выбора методов, форм и средств обучения. Все типы методических пособий призваны содействовать повышению допустимости преподавания, устранению перегрузки учащихся учебной работой. Достижение этой цели обеспечивают краткость, точность, ясность и живость изложения, совершенствование методического аппарата. Стиль и язык методических пособий должны быть более доступными, позволяющими педагогам лучше учесть конкретное условие и возможности, свои собственные сильные стороны. Пособия необходимо лучше иллюстрировать, используя цветные фотографии, схемы, диаграммы, занимательные мультипликации и т.п.

По функциональным особенностям различают:

    Пособия, посвященные теории изучаемого предмета, предполагающие:

Усиление методологического анализа тех или иных научных проблем;

Раскрытие межнаучных связей при описании конкретных научных проблем, включая открытия на стыках наук;

Отражение новейших достижений науки и техники.

2. Пособия по общим вопросам методики, в которых предполагаются:

Раскрытие задачи повышения научного и идейного уровня изучения данного предмета, пути усиления практической направленности преподавания, мировоззренческого воспитания учащихся;

Расширение возможностей педагогических работников в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения, в применении компьютеров в обучении;

Рекомендации о формировании у учащихся общеучебных умений и навыков: навыков работы с книгой, приемов самостоятельной учебно-познавательной деятельности и самоконтроля в процессе учения, специальных практических умений;

Отражение межпредметных связей.

3. Пособия по методике изучения отдельных тем и разделов предполагают :

а) способами интенсификации обучения являются:

    мотивация обучения;

    увеличение объема усвоения учебного материала;

    ускорение темпа обучения;

    внедрение активных форм организации учебного процесса (семинары, собеседование, учебные дискуссии, практикумы, экскурсии, конкурсы, встречи);

б) способами оптимизации учебного процесса являются:

    комплексное планирование задач образования, воспитания и общего развития учащихся при изучении данной темы;

    отбор оптимального содержания материала для занятий по их научности, объему и доступности;

    выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и контроля;

    дифференцированный подход к учащимся разной успеваемости;

    строгое нормирование объема и сложности домашних заданий, предупреждающее перегрузку учащихся.

* Учет основных функций элементов УМК, содействующих эффективности организации учебной деятельности учащихся. При этом элементы УМК должны:

1) На этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний способствовать повышению их самостоятельности в:

Процессе группировки фактов;

Приведении в готовность определенной совокупности ранее усвоенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения нового материала.

2) В процессе ознакомления с новым материалом – содействовать активизации познавательной деятельности каждого учащегося при восприятии и осмыслении нового материала:

    прививать умения наблюдать, находить существенные признаки;

    самостоятельно в результате поиска формулировать выводы;

    обосновывать свои практические действия;

    способствовать повышению развивающей роли упражнений;

    обеспечивать умственную активную работу учащихся;

    совершенствовать практические действия в процессе упражнений;

    способствовать сокращению времени на выполнение заданий тренировочного характера, репродуктивного характера;

    прививать умения проверять, оценивать результаты своей учебной деятельности;

    способствовать применению усваиваемого материала в творческой деятельности.

* Учет педагогических и методических требований, таких как :

1) Наличие заданий, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность учащихся в процессе подготовки к усвоению нового материала и требующих:

    воспроизведения необходимых сведений;

    группировки и выявления в правилах существенных признаков;

    сопоставления незнакомого материала с ранее изученным;

    накопления данных, необходимых для постановки познавательной задачи;

    создания поисковых ситуаций, побуждающих к активной умственной и практической деятельности, с соблюдением требования посильности заданий для учащихся.

2) Наличие заданий, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность учащихся в процессе ознакомления их с новыми правилами, понятиями, требующих:

    активного наблюдения, ознакомления с фактическим материалом;

    соотнесения ранее усвоенного материала с вновь овладеваемым;

    анализ фактического материала, сравнения, нахождения сходств, различий, существенных признаков, характеризующих новое понятие, правила;

    синтеза - объединения в общую систему существенных признаков, формулирования нового вывода, проверки результатов работы по обобщению материала;

    практического применения теоретических положений, обоснования своих, проверки правильности выполнения заданий.

3) Наличие заданий, выполнение которых прививает учащимся умения обосновать практические действия в процессе пробных и тренировочных упражнений, требующих:

Закрепления знаний учащихся, выработку у них умений и навыков;

Применения усвоенных знаний, умений, навыков в разных ситуациях, в новых условиях решения новых задач и т.п.

4) Наличие заданий, требующих от учащихся повторения приобретенных умений и навыков в связи с усвоением нового материала, нацеливающих учащихся на:

Самостоятельное применение системы внутритемных правил, понятий, на их синтез, на проведение обобщений более высокого порядка;

Проведение сравнения изучаемого материала с повторяемым, самостоятельное усвоение смысловых ассоциаций между ними, умений и навыков по темам;

Формирование у учащихся умений самостоятельно делать сложные межтемные выводы.

5) Наличие заданий теоретического характера, формирующих у учащихся умения излагать письменно свои мысли, увеличивающих самостоятельную деятельность, творческую активность учащихся.

Требования к дидактическим материалам для самостоятельной работы учащихся .

Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся:

    не повторяет вопросы-задания и упражнения учебника;

    рассчитан на индивидуализированную работу учащихся;

    учитывает особенности развития и интересы учащихся;

    повышает активность дидактических функций пособий;

    повышает эффективность применения компонентов УМК;

    обязателен в организации учебно-воспитательного процесса по реализации образования по данному предмету.

Одним из основных элементов УМК являются таблицы, которые содержат:

    предметные и сюжетные картины, схемы-модели различных установок, оборудования;

    группы сюжетных иллюстраций, слов и т.п.

    связные тексты, варьирующие материал применительно к содержанию учебника, значительно обогащающие информацию.

Основное назначение таблиц состоит в том, чтобы:

    вести с группой фронтальную работу, подготавливающую учащихся к самостоятельной работе;

    обучать учащихся связно и последовательно рассуждать по содержанию сюжета, группы предметных иллюстрирований, схем-моделей;

    индивидуально упражнять учащихся под контролем педагогических работников

    подготавливать всех учащихся к восприятию нового материала на занятиях;

    помогать демонстрировать учащимся и закреплять у них правильные представления под контролем педагогических работников, которые получает обратную информацию о качестве усвоения;

    организовать внимание учащихся к главным моментам занятия;

    усилить активную деятельность учащихся с разным уровнем подготовки;

    создавать условия для воздействия педагогических работников на личность учащихся.

Основные требования к учебнику . Содержание учебника должно соответствовать основным принципам профильного обучения, отражать нетрадиционные подходы к изложению нового материала. Учебные материалы должны отвечать следующим требованиям:

    научность и логичность изложения, соответствие учебного текста концептуальным идеям современного развития науки;

    ясность, доступность и простота изложения содержания учебного материала, учитывающая психолого-возрастные особенности и индивидуальные способности учащихся;

    соответствие содержания учебного материала требованиям программы и образовательных стандартов среднего образования;

    грамотное описание методов и приемов структурирования учебного материала, способствующего повышению результатов.

1. Представление :

1.1. Опережающий подход – позволить учащемуся представить конечный уровень знаний в конце учебного процесса.

1.2. Мотивация. Направлена на усиление интереса к учебному процессу путем удобного и привлекательного расположения материала.

1.3. Отправная задача, ее основные характеристики:

    сложность, представление новой ситуации;

    доступность, необходимо превосходство над исходным уровнем знаний;

    задача вытекает 1) из знакомой ситуации; 2) собственная инициатива;

    формулировка задания должны быть лаконичной, точной в объяснении целей и средств.

1.4. Сопровождающий документ, объект, ситуация. Это текст, рисунок, фотография, схема.

1.5. Вводное упражнение. Позволит установить связь между имеющимся знанием и новым материалом.

1.6. Выездное занятие. Посещение предприятия, фирмы, музея и т.д.

1.7. Исследовательская работа, выполняемая учащимися. Поиск документов, методика опроса окружающих, постановка экспериментов.

1.8. Иллюстрация. Объект обучения должен быть проиллюстрирован примерами, рисунками, схемами. Изображения выполняют не только эстетическую, но и аттрактивную роль. Демонстрация или представление модели должно в точности соответствовать реальной ситуации.

1.9. Запоминание объектов обучения. Упражнения на закрепление в виде конспектов, схем, таблиц, графиков, контрольных тестовых заданий, упражнений. Ориентировано на использование усвоенных понятий в практике или ситуациях из реальной жизни.

2.1. Корректировка ошибок. При возникновении затруднений необходимо предложить учащимся различные виды деятельности, несущие дополнительные знания. Например: дополнительные упражнения.

2.2. Оценка полученных знаний (для преподавателя) в виде проверочных вопросов. В 3-х функциях:

1 - ориентации – сильные и слабые стороны

2 - регуляции - восполнение пробелов в знаниях

3 - непосредственной оценки – соответствие знаний уровню, определенному в начале учебного процесса.

3. Интеграция.

3.1. Связь с другими областями знаний. Связь между объектом обучения и другими знаниями (из других дисциплин).

3.2. Развитие ситуаций интеграции. Интегративные ситуации:

    естественная ситуация близка к жизни

    осложненная: необходимая и второстепенная информация

    ситуация включает ранее полученные знания и требует высокого уровня.

4. Важнейшие этапы каждого уровня обучения.

    минимальный уровень знаний для начальной профессиональной школы;

    оптимальный уровень знаний для начальной профессиональной школы

    минимальный уровень знаний для средней профессиональной школы (колледжей);

    оптимальный уровень знаний для средней профессиональной школы (колледжей).

Структурные компоненты общей модели учебника

Основной : (теоретико- познавательные тексты (1гр); инструментально-практические тексты (2 гр).

Дополнительный : 1. документально- хрестоматийный материал; 2. дополнительный материал (углубленный);

3. обобщающий текст, выводы, резюме.

Пояснительный : примечания, разъяснения, словари

АОУ : логика изложения; яркий выразительный язык; структура построения текста; текстовые проблемные ситуации; вопросы, задания и ответы; систематизирующие и обобщающие таблицы.

ИМ : сюжетные, предметные документальные, технические фотоиллюстрации; чертежи; схемы; планы и карты; диаграммы и графики.

АО : предисловие; оглавление; рубрикация; штрифтовые и цветовые выделения; сигналы и символы; предметные и именные указатели.

Варианты создания учебников по специальным предметам для организаций начального и среднего профессионального образования .

В процессе создания концепции учебника важнейшими можно считать следующие:

А) Внешняя структура: разнородность публикаций (параллельные учебники); учебник должен выходить за рамки программы; учебник должен предлагать индивидуальную интерпретацию программы обучения; межпредметная корреляция учебника; учебник в системе печатных дидактических средств.

В) Внутренняя структура: расширение информационно-вспомогательных материалов; иллюстративное оснащение как составная часть содержания; типографская работа, вытекающая из предметного содержания; синтезирующие разделы; структура, способствующая самообразовательной работе.

Общая концепция учебника

Формат

Построение полосы

Содержимое Вводные материалы

Дополняющие материалы

Основной текст

Информационно-вспомогательные материалы

Заключение; резюме; обращение к очередному учебнику

    Вводные материалы.

    Основной текст.

Информационный блок

Материал для самостоятельной работы

Основной объяснительный текст сопровождается подтекстом, включающим виды учебного материала, наглядные пособия, дающие анализ производственного процесса, явлений, а также вопросы, задания к объяснительному тексту, внутри объяснительного текста, побуждающие к активному восприятию материала.

по формированию и оформлению учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Аннотация

Методические рекомендации содержат общие требования по формированию учебно-методического комплекса (УМК). В рекомендациях представлена структура, содержание, этапы разработки УМК, а также даны практические советы по его оформлению.

Составитель: Головачева О.В., методист отдела аналитико-мониторинговой деятельности КГБОУ ДО «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»

Содержание

Введение

В настоящее время в условиях модернизации и повышения качества системы образования в целом происходит развитие и совершенствование всех его составных частей. В этих условиях и сфера дополнительного образования неизбежно должна качественно и содержательно изменяться, быть мобильной, отвечать запросам детей и их родителей, образования и общества. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Сегодня при активном насыщении рынка образовательных услуг большим количеством дополнительных общеобразовательных программ, разнообразных по направленности, виду деятельности, уровню освоения, существенно возрастает роль качественного методического обеспечения их реализации. С этой целью разрабатываются нормативные документы разных уровней по активному развитию, переосмыслению и обновлению принципов и подходов к организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Р азработка программн о-методического обеспечения образовательных организаций ДОД является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования. Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание набора программно-методических материалов, который и может быть представлен в виде учебно-методического комплекса.

Создание УМК педагогом дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования. Именно в УМК каждый педагог может разработать технологию определения результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Акцентирование внимания на методической составляющей профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы, прежде всего, полезно самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.

В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессиональному росту.

Актуальность разработки методических рекомендаций по формированию УМК заключается в анализе, систематизации, возможности практического применения и передаче педагогическим работникам информации о структуре, содержании и этапах создания учебно-методического комплекса.

Целью создания настоящих методических рекомендаций является выработка системного подхода к созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

    Понятие учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс является информационной моделью определенной педагогической системы, где отражены стороны реального образовательного процесса. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса. УМК должен учитывать все достижения современной педагогической науки и призван обеспечить повышение эффективности работы учащихся и педагогов за счет предоставления и реализации широкого спектра возможностей (информационных, обучающих, развивающих, воспитательных, координирующих, систематизирующих, стимулирующих и др.).

Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с учебным планом.

Целью учебно-методического комплекса является обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ДООП), а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии его организации.

УМК разрабатывается педагогом дополнительного образования (тренером-преподавателем) к дополнительной общеобразовательной программе. Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их образовательных потребностей.

    Структура УМК

Структура УМК предполагает совокупность дидактических единиц, отражающих логически законченный объем образовательного материала.

В самом общем виде учебно-методический комплекс ДООП может быть представлен следующими компонентами:

    Пояснительная записка к УМК;

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

    Рабочая программа;

    Индивидуальный учебный план учащегося (при наличии);

    Учебно-методический компонент для педагога и учащихся;

    Воспитательный компонент;

    Компонент результативности.

3. Содержание УМК:

1. Пояснительная записка.

В пояснительной записке указывается актуальность данного УМК, его концептуальные основы, перечень представленных в УМК материалов (информационная карта УМК – Приложение 2 ), информации о возможных сферах применения УМК и его потенциальных пользователях).

2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Ключевым документом, на основе которого разрабатывается УМК, является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. ДООП является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с федеральными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.

3. Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год в соответствии с реализуемой им дополнительной общеобразовательной программой.

4. Индивидуальный учебный план ( ИУП) проектируется в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, реализуемой педагогом. ИУП является приложением к основной утверждённой дополнительной общеобразовате льной общеразвивающей программе.

Индивидуальный учебный план составляется при необходимости и не является обязательным элементом в структуре УМК.

5. Учебно-методический компонент для педагога и учащихся . Это могут быть:

    Методические материалы по организации образовательной деятельности.

    Методические разработки отдельных тем и занятий.

    Учебные пособия материалы, обеспечивающие реализацию содержания ДООП. К ним относятся:

    справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

    художественная литература;

    научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

    периодические издания;

    видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

    аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

    электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);

Содержание учебного пособия может быть:

    в целом по ДООП;

    по отдельным разделам;

    по отдельным темам ДООП.

    по формированию учебной мотивации у учащихся (использование игровых технологий, наличие традиций, атрибутики, системы поощрения и др.);

    по организации работы с учащимися, имеющими способности к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

    по проведению мониторинга удовлетворенности родителей и учащихся организацией образовательного процесса;

    по эффективному использованию имеющейся в наличии материально-технической базы.

    Наличие блока (модуля) для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением и др.).

    Дидактические материалы должны соответствовать содержанию ДОП, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:

    раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).

6. Воспитательный компонент ДООП может включать:

Сценарии праздников,

Летопись объединения,

Информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.),

Творческие отчеты,

Фотоальбомы,

Видеоматериалы,

Информация о работе объединения в сети Интернет,

Материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.),

Памятки и т.п.

7. Компонент результативности включает в себя:

I . Наличие диагностического материала и критериев контроля за результатами освоения учащимися ДООП:

Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания ДООП и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы:

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций.

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование.

Оценка образовательных результатов учащихся по ДООП должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности.

В педагогической практике диагностика достижений предметных результатов , как правило, не вызывает затруднений у педагогов, так как эти результаты представляют собой специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета или предмета деятельности. Прогнозируемые результаты могут быть стандартизированы и подвергнуты изменениям.

Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов проводится в форме промежуточной и итоговой аттестации. Федеральным законом «Об образовании» № 273-ФЗ не предусматривается проведение итоговой аттестации по ДООП, но и не запрещается ее проведение с целью установления:

Соответствия результатов освоения ДООП заявленным целям и планируемым результатам обучения;

Соответствия процесса организации и осуществления ДООП установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.

Аттестация (промежуточная и итоговая) по ДООП может проводиться в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся вызывает у педагогов наибольшие затруднения, так как в их основе лежит не стандарт, а социальный заказ. В данных методических рекомендациях в помощь педагогам, работающим в системе дополнительного образования, предлагаются диагностические методики, которые достаточно просты и могут быть использованы в практической деятельности (Приложение 4, 5, 6). Однако педагоги, имеющие богатый опыт работы в системе дополнительного образования детей, могут самостоятельно разрабатывать методики определения уровня развития учащихся по дополнительной общеобразовательной программе.

II . Наличие способов отслеживания динамики развития учащихся (рейтинговая система оценивания достижений, портфолио, зачётные книжки и др.).

Одним из самых востребованных способов является портфель достижений, с помощью которого можно проследить динамику личностного развития учащихся. Метод «Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и представляет технологию работы учащихся, которая позволяет решить ряд педагогических задач:

Способствует формированию культуры мышления учащихся, развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности (умение планировать, организовывать, анализировать собственную деятельность);

Развивает такие качества учащихся как ответственность, активность, самостоятельность и самоконтроль.

4. Принципы проектирования УМК

Проектирование – сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:

      • прогнозирование желаемых результатов на основе проблемного анализа;

        воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и предполагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогическая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.

Педагогическая сущность проектирования УМК основывается на соответствующих принципах :

- принцип целенаправленного и оптимального отбора содержания учебного материала;

- принцип междисциплинарности - работа по формированию содержания должна иметь комплексный характер, охватывая все взаимосвязи конкретной дополнительной общеобразовательной программы с предметами соответствующей образовательной области;

- принцип научной актуальности - содержание ведущих тем должно в максимально возможной мере отвечать современным достижениям соответствующих областей науки;

- принцип приоритета прикладных задач - на занятиях, проводимых с целью овладения учащимися практическими навыками, в первую очередь должны привлекаться для решения прикладные задачи.

5. Функции УМК

УМК выполняет 3 основные функции:

Обучающая функция – обеспечение целей и задач освоения содержания образования.

Развивающая функция – обеспечение возможности использования материалов в целях развития личностных качеств, например восприятия и мышления, воображения и памяти, физического развития и т.п.

Воспитательная функция – обеспечение ориентации содержания учебных материалов на освоение общечеловеческих ценностей (любовь, свобода, красота и другие) в русле отечественных культурных традиций.

Вышеперечисленные функции включают в себя:

- информационную - обеспечение системного представления о явлениях, предметах, событиях в науке, искусстве, производстве, спорте и т.п. в целях достижения образовательного эффекта;

- интегрирующую - обеспечение представлений учащихся о дополнительных источниках информации по рассматриваемым проблемам;

- координирующую - обеспечение согласования действий учащегося в использовании других учебных средств: энциклопедических словарей и справочников, аннотированных указателей литературы, атласов, альбомов, популярных периодических изданий, натуральных объектов, средств компьютерной поддержки и др.;

- трансформационную - связанную с преобразованием содержания с учетом возрастных, социальных, на циональных особенностей учащихся;

Систематизирующую - обеспечение логической и дидактической последовательности подачи учебного материала;

- функцию рационализации, обеспечивающую сокращение затрат ресурсов и времени учащихся и педагогов при высоком качестве результатов образования;

- функцию стимулирования познавательной деятельности учащихся за счет занимательности и проблемной по дачи учебного материала;

- функцию управления развитием образовательного процесса за счет дозированной и последовательной организации подачи учебного материала;

- функцию закрепления и самоконтроля результатов деятельности учащихся за счет постановки заданий и контрольных вопросов.

6. Этапы проектирования УМК

Начиная работу по созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе, педагогу необходимо знать все этапы его разработки.

    Разработка дополнительной общеобразовательной программы.

    Определение цели и задач разработки учебно-методического комплекса.

    Подбор и анализ информационного и методического материала:

Методического;

Литературного;

Наглядного;

Электронные образовательные ресурсы.

    Отбор материала.

    Систематизация материала в соответствии с учебно-методическим планом и формами проведения занятий.

    Создание тематических папок (печатных и электронных).

    Систематизация учебно-методического комплекса.

    Внедрение учебно-методического комплекса в практику.

    Анализ учебно-методического комплекса:

Корректировка учебно-методического комплекса.

    представление материалов УМК на методических объединениях, выступление на семинарах-практикумах, презентациях педагогического опыта, конференциях, публикации через издательства и интернет-сайты, участие в методических выставках и профессиональных конкурсах разного уровня.

Поскольку разработка учебно-методического комплекса является творческим процессом, каждый педагог вправе сам определять этапы разработки УМК в зависимости от опыта работы, профессиональных знаний и умений.

7. Требования к созданию УМК

Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:

    предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеобразовательной программы;

    предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;

    соответствовать современным научным представлениям в предметной области;

    обеспечивать межпредметные связи;

    обеспечивать простоту использования для педагогов и учащихся.

В заключение можно обозначить ряд объективных факторов, определяющих достоинства учебно-методического комплекса («плюсов» УМК), позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности.

Первый «плюс» - УМК позволяет идти в ногу со временем. Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий.

Второй «плюс» - УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда. УМК как органическая часть деятельности педагога позволяет ему осуществлять свою деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности ребенка. При этом УМК обладает большими позитивными возможностями и резервами, обеспечивающими сокращение затрат ресурсов и времени учащихся и педагога при высоком качестве образовательных результатов.

Третий «плюс» - УМК позволяет педагогу принципиальным образом повысить свое мастерство. Мобилизуя имеющиеся знания и опыт на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.

Четвертый «плюс» - УМК способствует творческой самореализации педагога. В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и осознанному профессиональному развитию.

Пятый «плюс» - создание благоприятных условий для самореализации учащихся на занятиях, стимулирование индивидуального выбора. Включение в УМК системы разноуровневых заданий, учитывающих наличие у обучающихся разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, позволяет идти в обучении от возможностей и потребностей ребенка, содействуя тем самым интеллектуальному и личностному развитию каждого учащегося.

Шестой «плюс» - обеспечение интенсивности освоения детьми различных видов деятельности. Внедрение в образовательный процесс УМК является условием многогранной деятельности учащихся в избранном ими направлении. Приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность (коммуникативную, игровую, познавательную, учебно-исследовательскую и др.), педагог дополнительного образования обеспечивает ему условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей. Подбор педагогом вариативных материалов по уровням и темпам их освоения позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься выбранным делом в удовольствие и с максимальной пользой для себя.

Заключение

Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий. УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда.

Мобилизуя имеющиеся знания и опыт работы на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.

Несомненно, создание учебно-методического комплекса требует значительных временных затрат со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие, получение большего удовлетворения от работы.

Таким образом, творческий процесс работы над УМК, в котором функциональная роль каждого из составляющих его компонентов может меняться под воздействием многих факторов, можно рассматривать как средство повышения качества дополнительного образования.

Список литературы:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.

3. Будаева Н.А. Учебно-методический комплекс в системе дополнительного образования. Методическое пособие. - Издательство МОУ ДОД ДЮЦ УКМО 2015.

4. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению ДООП.– Москва, 2015.

5. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.

6. Горский В.А. Учебно-методический комплект как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей, его функции и основные этапы разработки //Дополнительное образование. – 2009. – № 1. – С. 29-33.

7. Добрецова Н.В., Инц И.Г.: Учебно-методический комплекс – необходимая часть профессиональной деятельности педагога: учебно-методическое пособие: ГОУ “Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных” РГПУ им. А.И. Герцена кафедра педагогики: г. Санкт-Петербург, 2004.

8. Скуратовская Н.А. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования // Современная педагогика. – 2014. - № 12 (электронный ресурс ).

9. Филатова М.Н. Индивидуализация и персонификация – актуальные проблемы современного образования. Научно-методический сборник «Библиотечка». – 2016. - № 1. – С. 44-80.

10. Филиппова Н. В. Оценка результативности дополнительной общеобразовательной программы (на примере работы студии «Молодежная мода» МОУ ДОД «Автограф» г.Нерехта Костромской области) // Молодой ученый. - 2012. - №5.

Приложение 1

Образец титульного листа УМК к ДООП

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»

____________________________________________________

(структурное подразделение)

Учебно-методической комплекс

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе __________________________

(название ДООП)

Направленность ДООП _________________________

Возраст учащихся по ДООП _____________________

Педагог дополнительного образования (тренер-преподаватель)

Ф.И.О.

Хабаровск

20__г.

Приложение 2

Информационная карта учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе

Наименование ДООП: ______________________________________________

Срок реализации ДООП: ____________________________________________

Возраст учащихся: ________________________________________________

Автор,

составитель

Год разработки, составления

Учебные пособия

Методические материалы

Дидактические материалы

Электронные ресурсы

Диагностические материалы

Другое (сценарии праздников, фотоальбомы, пакмятки и пр.)

Приложение 3

Оценочный лист (примерный)

учебно-методического комплекса

к дополнительной общеобразовательной программе

(для проведения внутренней и внешней экспертизы УМК)

Название ДООП ___________________________________________________

Ф.И.О. педагога___________________________________________________

Оценивание каждого показателя осуществляется по четырех балльной системе:

0 – отсутствие материалов для оценивания;

1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям;

2 – материалы в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям;

3 – материалы на 90% соответствуют предъявляемым требованиям;

4 – материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

Учебные пособия:

Справочная литература

Художественная литература

Научная и научно-популярная литература

Периодические издания

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

3

Дидактические материалы:

Раздаточный материал для обучающихся

Наглядные пособия

4

Методические материалы:

Планы занятий

Контрольные задания

Методические разработки

5

Диагностические материалы и критерии контроля за результатами освоения учащимися ДООП

Общее количество баллов: _____________

Члены комиссии:

1._______________________

2._______________________

3._______________________

Дата заполнения ______________________

Приложение 4

Индивидуальный лист

педагогических наблюдений за деятельностью учащихся

Одним из средств диагностики является метод наблюдения. Наблюдения необходимо проводить на обязательных занятиях и в неформальной обстановке, а также при проведении массовых мероприятий в течение всего учебного года. Для педагогического наблюдения и анализа необходимо выбрать поведенческие проявления учащихся, которые характеризуют отношение ребенка к окружающим, сверстникам, к деятельности.

Формой накопления педагогической информации является «Индивидуальный лист педагогических наблюдений за деятельностью учащихся», который заполняется педагогом. Обобщенная информация отражается в сводной карте наблюдений за учащимися (Приложение 5).

Фамилия, имя учащегося________________________________________

Гражданская ответственность (добросовестность, организованность, исполнительность, требовательность к себе и другим)

Владение знаниями о событиях, происходящих в стране и в мире, умение самостоятельно выделять важные государственные и общественные проблемы

Позитивное отношение к окружающим, проявление нетерпимости к любым видам насилия (бережное отношение к природе, животным, растениям)

Проявление собственной нравственной и гражданской позиции в соотнесении с интересами развития государства и общества

Ответственное отношение к выполнению общественных поручений

Участие в проведении мероприятий, имеющих гражданскую направленность

Социальная активность (целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость)

Самовыражение, стремление показать свои знания и умения при проведении различных мероприятий

Четкие личные цели и их выполнение

Самоорганизация совей образовательной деятельности

Способность самостоятельно выполнять задания

Нравственная культура (честность, сдержанность, справедливость, гуманность)

Владение знаниями о культурно-историческом наследии страны

Позитивное отношение к общекультурным, духовно-нравственным ценностям

Признание ценности культурных форм поведения (культура поведения со сверстниками, культура речи, культура поведения с педагогами, культура поведения во время выездных образовательных мероприятий)

Участие в проведении культурно-массовых мероприятий

Коммуникабельность (общительность, выдержка, социальная мобильность)

Развитие навыков общения, сотрудничества в процессе осуществления различных видов деятельности

Участие в учебной и социально-значимой деятельности, активность в процессе организации и проведении мероприятий

Способность работать в команде, коллективе

Мотивация и отношение учащихся к процессу познания

Мотив получения высокой оценки

Стремление занять новое положение в отношениях с окружающими, завоевать уважение среди сверстников, желание самоутвердиться

Потребность в получении новых знаний и умений

Умение подчинить свои желания сознательно поставленным целям в обучении

Максимальное количество баллов:

Приложение 5

Сводная карта педагогических наблюдений

за деятельностью учащихся в детском объединении

Итоговое значение

Стремление к познанию

Самостоятельный поиск информации

Умение планировать УП деятельность

ср. арифметическое

Самовыражение

Самоорганизация

Самоопределение

Самостоятельность

ср. арифметическое

Знания

Нравственные установки

Позитивное отношение к окружающим

Ответственность перед коллективом

Участие в мероприятиях

ср. арифметическое

Знание

Отношение

Формы поведения

Участие в мероприятиях

ср. арифметическое

Коммуникативные навыки

Организаторские навыки

Способность работать в команде

ср. арифметическое

Внутренние мотивы

Внешние положительные

Внешние отрицательные

Целеустремленность

ср. арифметическое

Среднее арифметическое

1

2

3

Данная методика позволяет определить уровень личностного развития учащегося на протяжении всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе:

0-1 балл – низкий уровень личностного развития учащихся

2-3 балла – средний уровень развития

4-5 – высокий уровень развития

Приложение 6

Анкета

«Определение уровня социокультурного развития учащихся»

Инструкция к проведению теста. Прочитайте приведенные ниже суждения. Оцените каждое суждение применительно к Вам по следующей шкале:

А – совершенно верно, постоянно;

Б – относительно верно, не всегда;

В – неверно, никогда.

Ответы (А, Б или В) занесите в опросный лист рядом с номером суждения.

Опросный лист.

Ф.И.О. учащегося___________________________________

Год обучения, возраст _______________________________

Часть I . Диагностика познавательной потребности

1. У меня не пропадает желание добиваться цели, если даже что-нибудь этому препятствует.

2. Я стремлюсь к приобретению новых знаний, неизвестных мне ранее.

3. Только имея хорошие знания, можно добиться успеха в жизни.

4. Человек не может всего знать, поэтому я не стесняюсь задавать педагогу непонятные мне вопросы.

6. Познание нового для меня создает ощущение успеха.

7. Я могу самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников, в том числе с помощью компьютерных средств.

8. Я могу адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в обучении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

9. Я считаю, что образование играет первостепенную роль в развитии человека и всего общества.

10. Я вижу взаимосвязь между получением знаний и будущей профессиональной деятельностью.

Часть II . Диагностика социальной активности

1. Я могу подчинить свои действия поставленным целям и не поддаваться влияниям различных факторов, препятствующим достижению цели.

2. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.

3. Я стремлюсь самостоятельно справляться с различными трудностями.

4. Я разумно планирую и организую свою деятельность, свободное время.

5. Могу работать творчески, действуя по собственной инициативе.

6. Мне нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.

7. Часто предлагаю свой подход к делу, стремлюсь, чтобы любая работа была интересной для себя и других.

8. Если я берусь за дело, то обязательно довожу его до конца.

9. Принимаю активное участие в подготовке и проведении различных мероприятий школы, класса, учреждения дополнительного образования.

10. Когда необходимо принимать важные решения, я действую решительно.

Часть III . Диагностика гражданской ответственности

1. Я готов поставить общественные интересы выше своих собственных.

2. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.

3. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.

4. Добросовестно отношусь к выполнению любого дела, поручения.

5. Я готов защищать свою Родину, интересы государства в случае серьезной опасности.

6. Я знаю историю, традиции, культуру своего государства.

7. Я испытываю волнение, когда слышу песни о своей Родине.

8. Я умею сдержать свое слово, если что-то пообещал, то обязательно выполню.

9. Мне интересно принимать участие в дискуссиях по актуальным проблемам жизнедеятельности гражданского общества и государства.

10. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям и т.д.

Часть IV . Диагностика нравственных качеств

1. Уважительно отношусь к взрослым.

2. Мне важно помочь другу, если он попал в беду, не ожидая взамен похвалы и награды.

3. Мне совестно, если я поступаю несправедливо по отношению к другим.

4. У меня есть недостатки, с которыми я стараюсь справиться.

5. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

6. Я думаю, что нельзя позволять себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес.

7. Я считаю, что существуют правила поведения в общественных местах, которые должен соблюдать каждый человек.

8. Я всегда говорю правду.

9. Внешний вид является показателем уважения не только к себе, но и к окружающим.

10. В свободное время я с удовольствием иду в театр, музей, на выставку.

Часть V . Диагностика коммуникативных качеств

1. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтных ситуациях, принимаю проблему спокойно, пытаюсь найти компромиссное решение.

2. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

3. В незнакомой компании я не чувствую неудобства.

4. Я не испытываю чувство неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком, установить с ним контакт, дружеские отношения.

5. Я легко адаптируюсь в новом коллективе.

6. У меня много друзей, с которыми я постоянно общаюсь.

7. Мне несложно выступить с докладом, сообщением, информацией перед аудиторией.

8. В решении важных дел принимаю инициативу на себя.

9. Я с удовольствием принимаю участие в проведении коллективных мероприятий, организации общественных дел, беру на себя ответственность за общий результат.

10. В коллективе мне нравится быть в центре внимания, я ощущаю себя значимым членом «команды».

Часть VI . Диагностика мотивации учащихся к познавательной деятельности

Меня привлекает:

1. Возможность приобрести новые знания, умения, расширить кругозор.

2. Желание самоутвердиться, завоевать уважение среди сверстников.

3. Потребность в получении знаний, необходимых в будущем для выбора профессии, возможность получить первоначальную профильную подготовку.

4. Потребность в общении со сверстниками.

5. Возможность развивать творческие способности.

6. Возможность участвовать в коллективных делах.

7. Возможность добиться успехов в определенной деятельности, желание принести пользу обществу.

8. Возможность выработать у себя определенные черты характера: самостоятельность, активность, инициативу.

9. От этого зависит будущее: поступление в учебное заведение, зарплата, карьера.

10. Награда, поощрения родителей.

Обработка результатов.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

Вариант «А» - 2 балла – учащийся полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения.

Вариант «Б» - 1 балл – владеет им отчасти, проявляет время от времени, непостоянно.

Вариант «В» - 0 баллов – не владеет.

За каждый ответ (вариант А) начисляется 2 балла, за ответ (вариант Б) начисляется 1 балл, за ответ (вариант В) баллы не начисляются.

Переведите свои ответы на вопросы теста в баллы. Запишите полученные цифры в опросный лист (таблица 1) в свободной клетке рядом с ответом на вопросы. Подсчитайте результаты каждой части теста в опросном листе (таблица 1), просуммировав записанные в столбцах баллы. Полученные суммы запишите в итоговых клетках.

Впишите в таблицу 2 «Сводная таблица результатов учащихся группы» результаты теста, полученные результаты с 1-й по 6-ую части из итоговых клеток таблицы 1. Подсчитывается, какое количество учащихся группы имеют минимальный, высокий, средний уровень социокультурного развития. Результаты могут быть переведены в проценты.

Сводная таблица результатов опроса учащихся группы

Минимальный уровень

(менее 8 баллов)

Средний уровень

(8-15 баллов)

Высокий уровень

(15-20 баллов)

Часть 1

Познавательная активность

Часть 2

Социальная активность

Часть 3

Гражданская ответственность

Часть 4

Нравственность

Часть 5

Коммуникабельность

Часть 6

Мотивация к познавательной деятельности

Данная методика позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, выявить уровень их социокультурного развития.

Использование методики на протяжении всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе позволит фиксировать происходящие изменения в личности учащихся и выявлять тенденции развития личности.