Материалы — Все для учителей! Тела, вещества, частицы Тела вещества частицы презентация к уроку

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что такое тело, вещество, частица?

Задачи:

Различать тела, вещества и частицы,

Ставить опыты, используя лабораторное оборудование

Предметные результаты

Научатся

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

Различать тела и вещества, классифицировать их.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации.

Коммуникативные: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Личностные результаты

Мотивация учебной деятельности

Основные понятия и определения

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают.

Рассмотри схему. На какие две группы мож-но разделить тела? Приведи примеры тел каждой группы.

Изучение нового материала

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Камень, кусок сахара, дерево, птица, проволока — это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами

ВЕЩЕСТВА

Тела состоят из веществ. Кусок сахара — те-ло, а сам сахар — вещество. Алюминиевая про-волока — тело, алюминий — вещество.

Есть тела, которые образованы не одним, а не-сколькими или многими веществами. Очень сложный состав имеют живые тела. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека

Итак, веществами называют то, из чего состо-ят тела

Различают твёрдые, жидкие и газообраз-ные вещества. Сахар, алюминий — примеры твёрдых веществ. Вода — жидкое вещество. Воз-дух состоит из нескольких газообразных ве-ществ (газов).

Тела и вещества

Тела . Вещества

Опыт . Из чего состоят вещества

Три состояния вещества

ЧАСТИЦЫ

Опыт. Возьмём тело, образованное одним веществом, — кусочек сахара. Опустим его в стакан с водой, помешаем. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится неви-димым. Попробуем жидкость на вкус. Она слад-кая. Значит, сахар не исчез, он остался в ста-кане. Почему же мы не видим его? Выскажите предположение.

Кусочек сахара распался на мельчайшие, не видимые глазом частицы, из которых он состо-ял (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды.

Вывод: опыт доказывает, что вещества, а значит, и тела состоят из частиц.

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.

Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти проме-жутки совсем маленькие, в жидких побольше, в газах ещё больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся.

Осмысление и понимание полученных знаний

Презентация "Тела, вещества, молекулы"

Тела и вещества вокруг нас

1.Проверьте с помощью учебника, верны ли приведённые ниже утверждения.

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

Вещества — это то, из чего состоят тела.

2. Выберите из списка сначала тела, потом вещества. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».

Подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень.

3.Покажите с помощью модели процесс раст-ворения кусочка сахара в воде.

4.Изобразите с помощью моделей располо-жение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах.

Самостоятельное применение знаний

Что называют телами? Приведи примеры.

Что такое вещества? Приведи примеры. 3. Из чего состоят вещества? Как это доказать? 4. Что ты можешь рассказать о частицах?

Домашнее задание. Запиши в словарик: тело, вещество, частица.

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Конспект урока по теме «Тела, вещества, частицы.

Практическая работа № 1 « Тела, вещества, частицы »»

Предмет: окружающий мир

А.А. Плешаков

Цели урока:

Познакомиться с понятиями «тело», «вещество», «частицы». Научиться находить различия между телами (природными и искусственными, живыми и неживыми), веществами, частицами

Задачи урока:

    Формирование исследовательского умения через проведение экспериментов по растворению веществ в воде и расширению тел при нагревании, через работу со схемами.

    Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитию логического мышления;

    Продолжить формирование научного мировоззрения, способности к организации индивидуальной и коллективной учебной работы.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные: Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества. классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением веществ, опыт с расширением тел при нагревании. Моделировать процессы растворения и нагревания, а также расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах.

Личностные: 1) формирование уважительного отношения к иному мнению;

2) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками

Метапредметные: 1) овладение способностью приниатьи сохранять цели и задачи учебной деятельности;

2) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Оборудование:

    На партах у учащихся: таблички с названиями тел и веществ, стакан с водой, тарелка, ложечка, сахар; карточки с тестом; учебники; рабочие тетради.

    На демонстрационном столе учителя: шар с кольцом на подставке, сухой спирт, стакан с водой, перманганат калия, таз с горячей водой, 3-хлитровая банка с резиновой перчаткой;

    Презентация к уроку, компьютер, проектор и экран.

Образовательные ресурсы:

    А.А.Плешаков. Учебник «Окружающий мир 3 класс». Часть 1. Москва «Просвещение» 2012

    А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь «Окружающий мир 3 класс». Часть 1. Москва «Просвещение» 2014

План урока:

1.Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний

Учитель: Вспомните, на какие группы можно разделить все предметы.

Учащиеся: …

4. Изучение нового материала: работа с учебником и раздаточным материалом

Учитель: Откройте учебник на странице 36 и давайте прочитаем, что же такое «тела».

Ученик: Читает про тела первый абзац.

Учитель: Найдите у себя на партах слова, которые обозначают тела.

Учащиеся: называют слова.

Учитель: А как вы думаете, чем отличаются эти тела? На какие группы их можно разделить?

Учащиеся: выдвигают свои гипотезы.

Учитель: давайте проверим ваши гипотезы по учебнику (стр. 36)… Итак, все тела можно разделить на естественные (тела природы) и искусственные (тела, созданные руками человека). Естественные тела делятся на две группы: объекты живой и неживой природы. А теперь прочитаем, что же такое «вещества».

Учащиеся: по очереди читают текст на странице 37.

Учитель: Найдите у себя на партах слова, которые обозначают вещества.

Учащиеся: называют слова.

5. Первичная проверка понимания – работа с презентацией:

Учитель: Один из учащихся 3 класса решил изученный нами материал представить в виде схем, но допустил ошибки. Давайте попробуем найти эти ошибки.

6. Изучение нового материала - экспериментальный этап

Учитель: А почему вещества отличаются друг от друга? Например, вода – прозрачная, а молоко – белое; гвоздь трудно сломать, а воду мы можем без усилий переливать из одной емкости в другую. Есть ли «внутренний мир» у веществ?

Ученик:…

Учитель: Давайте проведем эксперименты и попробуем их объяснить.

Опыт 1 (фронтальный): растворение сахара в воде.

Учащиеся: …

Опыт 2 (демонстрационный): Растворение перманганата калия в воде.

Учитель: Что мы наблюдаем? Почему это могло произойти?

Учащиеся: …

Опыт 3 (демонстрационный): Расширение металлического шарика при нагревании (до нагревания шарик проходит через кольцо, а после нагревания – не проходит).

Учитель: Что мы наблюдаем? Почему это могло произойти?

Учащиеся: …

Учитель: Жидкости тоже расширяются при нагревании. В быту надо обязательно учитывать расширение тел при нагревании. Например, нельзя кастрюлю ставить на огонь, если она полностью заполнена водой.

Опыт 4 (демонстрационный): Расширение воздуха в 3-хлитровой банке (резиновую перчатку одеть на 3-хлитровую банку, банку опустить в таз с горячей водой; при нагревании воздух в банке расширяется и перчатка поднимается).

Учитель: Что мы наблюдаем? Почему это могло произойти?

Учащиеся: …

Учитель: Итак, можно сделать вывод, что вещества состоят из частиц. Между частицами есть промежутки.

7. Изучение нового материала - работа с презентацией

Учитель: Частицы вещества мы не видим, поэтому, пользуясь презентацией, мы смоделируем процессы, которые только что наблюдали.

8. Самостоятельная работа в рабочей тетради

Учащиеся выполняют задания 1 и 2. После выполнения заданий вместе с учителем проводится проверка ответов.

9. Первичное закрепление.

Учитель: Что на уроке мы с вами изучили?

Учащиеся: Тела – это любые предметы.

Тела состоят из веществ.

Вещества состоят из частиц.

Вещества могут быть в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

Учитель: А теперь мы проверим, насколько качественно вы усвоили изученный на уроке новый материал. Возьмите карточки с тестом и ответьте на 5 вопросов.

Учащиеся: выполняют тест из 5 вопросов

Учитель: поменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте их работу.

Учащиеся под руководством учителя проверяют работу.

Учитель: А теперь поставьте оценки за проверенный вами тест: 5 правильных ответов – оценка «5»; 4 -«4», 3 – «3»).

Учащиеся: выставляют оценки.

9. Рефлексия (подведение итогов урока)

Учитель: Кто справился на «5»? «4»? Молодцы. Что вам понравилось на уроке?

Учащиеся: …

Учитель: Спасибо за работу. До свидания.

Данная презентация подготовлена для проведения урока географии в 8-м классе и посвящена теме: «Физико-географическое положение России». В ходе занятия учащиеся ознакомятся с понятием «физико-географическое положение», «анклав» и смогут узнать крайние точки и границы России.

Презентация к уроку географии «Разнообразие и закономерности распространения почв».

Материал содержит презентацию к уроку географии в 8 классе по разделу «Почвы и почвенные ресурсы». Целью является знакомство учащихся с закономерностями распределения почв на территории России. Предлагается заполнение таблицы по ходу объяснения материала.

Презентация к уроку географии «Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны»

Материал содержит презентацию к уроку географии в 8 классе по разделу «Климат и климатические ресурсы». Дается представление об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах. Предлагается заполнение таблицы по ходу объяснения материала. Закрепление проводится с использованием текстов художественной литературы.

Конспект и презентация к уроку химии «Окислительно-восстановительные реакции».

Разработка предназначена для учащихся восьмых классов по теме «Окислительно-восстановительные реакции» (учебник О.С.Габриеляна. Химия. 8 класс). С помощью презентаций учащимся легче усваивать метод электронного баланса, постигать сложные процессы окисления и восстановления.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации.

Формирование УУД:

Предметные : познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: презентация «Тела, вещества, частицы», иллюстрации с изображением живой и неживой природы, стакан с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 7

Тема: Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации.

Формирование УУД:

Предметные : познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: презентация «Тела, вещества, частицы», иллюстрации с изображением живой и неживой природы, стакан с водой.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

- Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность. Правила работы на уроке.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным .

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно .

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать .

  1. Актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Игра «Живое-неживое»

Чем отличается живая природа Земли от неживой природы?

Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы, поднимаете руки вверх, а если неживой - сидите ровно.

Бабочка, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, воздух, гранит, человек, грибы, снег, микробы

Объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются (оставляют потомство), умирают. Объекты неживой природы этими признаками не обладают.

К живой природе относят животных, растения, грибы, микробы, людей. К неживой природе - воздух, воду, камни, звезды, планеты.

  1. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

- Что такое природа?

На какие две группы мы можем разделить природу?

Назовите признаки живой природы.

Представители неживой природы не обладают этими признаками.

Что вы видите в окружающем вас мире?

Как можно их назвать?

Ученые называют предметы телами. Тела имеют очертания, форму. Значит, все предметы можно назвать телами. Назовите тела, которые вас окружают.

  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Природа - это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

Мы закончили изучение раздела «Как устроен мир». Говорили о природе и человеке, об окружающей среде и экологических связях. Но все ли мы уже знаем об устройстве мира?

Перед вами два объекта. Сравним их. Сладкая вода Пресная вода

Что значит сравнить?

Назовем сходства и различия.

Каким способом получения знаний воспользуемся? (наблюдение)

По какому признаку?

Я утверждаю, что эти объекты разные.

Вызвать одного человека попробовать.

Почему вода стала сладкой?

Где же находится сахар?

Что с ним произошло?

Почему мы его не видим?

Ответим на эти вопросы в конце урока.

Тема нашего урока «Тела. Вещества. Частицы». Можете ли вы сейчас определить где перед нами тело, где вещество, где частицы?

Почему затруднились?

Какие вопросы возникли?

И у меня есть вопрос: Как они связаны между собой?

Сформулируйте цели урока:

познакомиться … понаблюдать… доказать …

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.

Перед нами список объектов. Что мы можем сейчас с ним сделать? (Распределить по группам) Воспользуемся своими знаниями и опытом.

Молекула, соль, облако, стол, железо, кошка, атом, береза, луна, стекло, ваза, воздух, вода

Я предлагаю обратиться к тексту учебника на стр. 36 и проверить свои предположения.

Что такое тела? Любой предмет, любое живое существо.

Если вас попросят изобразить тела на бумаге, легко ли вы справитесь с этим заданием? (Легко)

Почему? Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания

Что еще узнали про тела из текста? Бывают искусственными и природными.

Распределим.

Можно ли еще распределить тела внутри групп? (Природные: живые и неживые)

Что же такое ВЕЩЕСТВО?

Прочитаем названия объектов из второго столбика. Эти объекты не имеют определенной формы, у них нет четких очертаний, но они тесно связаны с телами.

Какая связь между ними и телами? (Вещество – это то, из чего состоит тело)

Найдем связи.

Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества: , Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.

Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?

Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик

Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш .

Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.

Все вещества по своему агрегатному состоянию делятся на 3 группы. Распределите на группы: газообразные, жидкие, твердые.

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление нового знания. Практическая работа.

Поиграем в игру. Я показываю картинку, а вы назовите тело и вещество, из которого оно состоит?

ВЫВОД: Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества .

Итак, все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Я предлагаю вам объединить в 3 группы следующие вещества: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

Все ли вещества одинаковы?

В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.

В каждой группе на столе стакан с водой и кусочек сахара. Капитаны команд, положите сахар в стакан с водой. Размешайте.

Почему мы перестали видеть сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.

ВЫВОД: Мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула - невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).

Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся.

Чтобы понять, какое расстояние между частицами в разных веществах предлагаю выполнить следующие задания.

Возьмите в руки карандаш, попробуйте разъединить частицы. Получается?

Предположите, какие расстояния между частицами в твердых веществах

ВЫВОД: В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу. так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму.

Переливаю воду. Что можете сказать о частицах в жидкостях.

в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды.

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.

Жидкости текучи.

Воздух мы не видим, но можем почувствовать. Помашите руками, ощущаете ветерок?

Самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы)

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы

в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.

Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить.

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.

Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

  1. Включение в систему знаний и умений.

Каждая группа получает задание в конверте, какое состояние вещества изобразить

1 группа . Продумайте танец с изображением веществ в разном состоянии. (например, первая группа – твердое, вторая – жидкое и третья – газообразное).

2 группа . Изобразить газообр. вещество при помощи вырезанных кругов.

3 группа . Изобразить тверд. вещество при помощи вырезанных кругов.

Одна группа демонстрирует, остальные отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.

  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

Кто испытывал трудности?

Закончи фразу « Мне было трудно…»

  1. Домашнее задание

Дома поработать с учебником на стр. 36-39, выполнить задание в тетради на стр.24 № 4