Самостоятельная работа на уроках русского языка. Самостоятельные работы по русскому языку Самостоятельная и проверочная работы по русскому языку

Самостоятельные работы по русскому языку. 2 класс. Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е.

2-е изд., испр. - М.: 2009. - 96 с.

В пособии "Самостоятельные работы по русскому языку" собраны учебные материалы для проверки знаний учащихся по основным разделам программы 2 класса. Использование данного комплекса заданий позволит учителю профессионально и своевременно организовать контроль усвоенных знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Формат: pdf

Размер: 6,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предлоги
Самостоятельная работа № 1 10
Самостоятельная работа № 2 11
Самостоятельная работа № 3 12
Самостоятельная работа № 4 13
Самостоятельная работа № 5 14
Самостоятельная работа № б 15
Обозначение двойного согласного звука
Самостоятельная работа № 1 16
Самостоятельная работа № 2 17
Самостоятельная работа № 3 18
Самостоятельная работа № 4 19
Самостоятельная работа № 5 20
Самостоятельная работа № 6 21
Самостоятельная работа № 7 22
Самостоятельная работа № 8 23
Самостоятельная работа № 9 24
Самостоятельная работа № 10 25
Правописание шипящих и ча, ща, чу, щу, жи, ши
Самостоятельная работа № 1 26
Самостоятельная работа № 2 27
Самостоятельная работа № 3 28
Самостоятельная работа № 4 29
Самостоятельная работа № 5 30
Самостоятельная работа № 6 31
Правописание сочетаний чк, чн
Самостоятельная работа № 1 32
Самостоятельная работа № 2 33
Самостоятельная работа № 3 34
Самостоятельная работа № 4 35
Самостоятельная работа № 5 36
Самостоятельная работа № 6 37
Мягкий знак, показатель мягкости
Самостоятельная работа № 1 38
Самостоятельная работа № 2 39
Самостоятельная работа № 3 40
Самостоятельная работа № 4 41
Самостоятельная работа № 5 42
Самостоятельная работа № 6 43
Родственные слова
Самостоятельная работа № 1 44
Самостоятельная работа № 2 45
Самостоятельная работа № 3 46
Самостоятельная работа № 4 47
Самостоятельная работа № 5 48
Самостоятельная работа № 6 49
Самостоятельная работа № 7 50
Самостоятельная работа № 8 51
Безударные гласные
Самостоятельная работа № 1 52
Самостоятельная работа № 2 53
Самостоятельная работа № 3 54
Самостоятельная работа № 4 55
Самостоятельная работа № 5 56
Самостоятельная работа № 6 57
Безударные гласные в корне слов
Самостоятельная работа № 1 58
Самостоятельная работа № 2 59
Самостоятельная работа № 3 60
Самостоятельная работа № 4 61
Самостоятельная работа № 5 62
Самостоятельная работа № 6 63
Самостоятельная работа № 7 64
Самостоятельная работа № 8 65
Самостоятельная работа № 9 66
Самостоятельная работа № 10 67
Самостоятельная работа № 11 68
Самостоятельная работа № 12 69
Парные согласные на конце слов
Самостоятельная работа № 1 70
Самостоятельная работа № 2 71
Самостоятельная работа № 3 72
Самостоятельная работа № 4 73
Самостоятельная работа № 5 74
Самостоятельная работа № 6 75
Самостоятельная работа № 7 76
Самостоятельная работа № 8 77
Самостоятельная работа № 9 78
Самостоятельная работа № 10 79
Самостоятельная работа № 11 80
Самостоятельная работа № 12 81
Парные согласные в середине слов
Самостоятельная работа № 1 82
Самостоятельная работа № 2 83
Самостоятельная работа № 3 84
Самостоятельная работа № 4 85
Самостоятельная работа № 5 86
Самостоятельная работа № 6 87
Разделительный мягкий знак
Самостоятельная работа № 1 88
Самостоятельная работа № 2 89
Самостоятельная работа № 3 90
Самостоятельная работа № 4 91
Самостоятельная работа № 5 92
Самостоятельная работа № 6 93
Самостоятельная работа № 7 94
Самостоятельная работа № 8 95

Предисловие
В пособии «Самостоятельные работы по русскому языку» представлены материалы, которые обеспечат учителю возможность квалифицированно и качественно провести текущий контроль по русскому языку во 2-м классе.
Пособие содержит практический материал по основным разделам учебной программы 2-го класса. Это:
«Предлоги»;
«Обозначение двойного согласного звука»;
«Правописание шипящих и ча, ща, чу, щу, жи, ши»;
«Правописание сочетаний букв чк, чн»;
«Мягкий знак - показатель мягкости»;
«Родственные слова»;
«Безударные гласные»;
«Безударные гласные в корне слова»;
«Парные согласные на конце слова»;
«Парные согласные в середине слова»;
«Разделительный мягкий знак».
Содержание работ дано в доступной форме и предполагает первичный уровень трудности после изучения учебного материала определенной темы русского языка. При работе с данным материалом каждый ребенок проверяет свои силы, уверенность в полученных знаниях и умение самостоятельно планировать и выполнять предлагаемую ему работу. Учитель же не только фиксирует способность ребенка выполнить работу по определенной грамматико-орфографической схеме самостоятельно, но и учитывает уровень усвоения учебного материала по этому разделу. Учитель по каждой теме должен фиксировать результативность работы каждым учеником на учетном листе, который может называться «Анализ работы по теме...». Это поможет ему в дальнейшим простроить работу с детьми качественно, ликвидируя пробелы в знаниях учащихся путем планирования повторения на последующих уроках. Даже если учитель переходит к новой теме русского языка у него всегда под рукой будет «Анализ...», благодаря которому он может возвращаться с тем или иным ребенком к слабо усвоенному материалу до тех пор пока у того совершенно не исчезнет пробел в знаниях. Таким образом педагог может тактично помочь ребенку изжить «комплекс неполноценности» и вновь почувствовать себя на высоте среди остальных учеников класса.

Самостоятельные работы по русскому языку I полугодие 4 класс учитель начальных классов Ковалёва А.А. Сентябрь (Первая неделя.) 4 класс Самостоятельная работа №1 1.Спиши текст, вставь пропущенные буквы. 2. Во втором предложении сверху надпиши части речи. Русский лес. Особенно краси. ру.кий лес в ранние осе.ие дни. На з.л.том фоне п.желтевшей л.ствы выделяются яркие пятна клёнов и осин. Тихо в осе.ем л.су. Только ш.лестит п.д н.гами опавшая сухая л.ства. Что – то грус.ное, пр.щ.льное слышится в.сеннем л.су. Сентябрь 4 класс Самостоятельная работа №2 1.Озаглавь и спиши текст, вставляя пропущенные буквы. 2. В первом предложении сверху надпиши части речи. 3. Выделенное слово разбери как часть речи. В солнечный осенний день пойдите в поле, в луга, на берег реки, в лес. Многие птицы собрались в стаи. В огромную стаю сбились скворцы. Они подлетели к реке, чёрным дождём посыпались вниз, облетели прибрежные кусты, расселись на ветках. Их трескотню за километр слышно. Крикливые дрозды носятся по лесным опушкам, полянам, луговинам. Заметят человека и улетают. Это – примета осени. 4 класс Сентябрь Списывание. Как жаворонки спасли своих детей. Два жаворонка свили себе гнёздышко в поле. Начался сенокос, а маленькие птенчики только что вывелись. Когда косари начали подходить к гнезду, жаворонки страшно перепугались. Как быть? Как спасти малых деток? Наконец, мать прилегла к земле, а отец вытолкнул птенчика из гнезда и усадил его на спину матери. Она улетела с ним и скоро возвратилась одна за другим птенчиком. На этот раз с птенчиком полетел отец. Так жаворонки перетаскали всех своих детей, пока косари дошли до того места, где было их гнездо. Задание: - в 1 абзаце найдите и выделите в тексте приставки; - во 2 абзаце подчеркните одной чертой предлоги. Октябрь класс 4 Самостоятельная работа №3 1.Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Гроза. Гр.за н.дв.галась. Огромная лиловая туч. медл.нно п.днималась из-за леса. Ракиты тр.вожно ш.лестели и л.п.тали. Сильный вет.р з.гудел в вышине. Д.ревья з.бушевали. Крупные капли д.ждя ре.ко з.стуч.ли по листьям. Бл.снула молния. Грянул гром. Дож.ь п.лил ручьями. Но вот солнце з.сияло. Как всё засверкало в.круг! Как свеж и прозрачен воздух! Как пахнет з.мляникой и гр.бами. Октябрь класс 4 Самостоятельная работа №4 1.Спиши, вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания, подчеркни грамматическую основу. Яркое солнечное утро разбудило р.бят поезд мч.лся мимо з.л.тых п.лей пш.ницы мимо з.лёных лугов к.ровы л.жали в густой тр.ве рядом в.с.ло прыгали см.шные т.лята Цв.ла розовая гр.чиха сиреневые шарики клевера сл.вались в.дин пуш.стый к.вёр д.л.ко с.нел густой лес под ш.роким м.стом п.качивались на в.де кувш.нки ________________________________________________________________________ Ноябрь класс 4 Самостоятельная работа №5 1.Спиши, вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания, в последнем абзаце подчеркни грамматическую основу. в лесу под огромными д.ревьями л.жали толстые слои ш.шек хвои тонких веток каждая сухая ветка с.сны была видна среди тёмной хвои оч.нь д.л.ко в с.ду же п.с.лилась ос.нь но листья наших стройных б.рёз во дворе оставались з.лёными и ж.выми приш.л первый зам.розок он надышал хол.дом на стёкла окон двери ступеньки д.рожки а ещё хол.д п.сыпал з.рнистым инеем крыш. д.мов сараев навесов и бань Декабрь 4 класс Самостоятельная работа №6 1 вариант 1. Спиши, вставь пропущенные буквы, поставь ударение, отметь орфограмму. Слова раздели на слоги. Авт.м.биль, б.р.говой, б.гатство, г.зета, ж.лезо, инт.ресный, обл.ко, ок.ло, .рех, п.ртрет, т.л.фон, п.том, т.перь. 2.Спиши, разбери слова по составу. Прогулка, сладкий, зёрнышко, садик, городок, липовый, столик, ручонка. 3.Спиши. Выдели грамматическую основу. Выпиши словосочетания. По небу плыли лёгкие облака. Яркое солнце скрылось за лесом. 2 вариант 1. Спиши, вставь пропущенные буквы, поставь ударение, отметь орфограмму. Слова раздели на слоги. Б.гаж, б.седа, в.л.к.лепный, ж.лание, к.лендарь, к.рзина, .кскурс.вод, ст.лица, ур.жай, к.рабль, т.пор, с..час, .днажды. 2.Спиши, разбери слова по составу. Походка, кислый, крошечка, лесник, шнурок, берёзовый, домик, сумочка. 3.Спиши. Выдели грамматическую основу. Выпиши словосочетания. На берегу сидел маленький мальчик. Огромная туча закрыла луну.

Тесты по русскому языку для самостоятельной работы для учеников 5-6 классов.

Вставьте, где нужно Ь.

Перец жгуч.., еж колюч.., квас шипуч.., мороз трескуч..испеч..пирог, разжеч..костер, стереч.. табун, увлеч..ся игрой, леч.. спать, убереч..ся от беды, настич.. противника, не стрич.. волосы, пренебреч.. советом, споеш..песню,

Кричиш.., врач.., грач.., помощ.., колюч.. печ.., развлеч..ся, несеш..ся, мяч.., упряж.., запряч…, сорвеш..ся, пахуч.. , обжеч..ся, могуч.., помоч.., тиш...

Повторите безударные гласные, проверяемые ударением, в корне; окончания существительных и глаголов; не с глаголами.

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ

Тихо с…жу под елкой на середине лесной поляны. Шелест падающих листьев буд...т спящих под деревьями зайцев, они вст...ют и уход...т куда-то из леса.

Вот один такой вышел из густых елок и остановился, увидев большую полянку. Слуша...т заяц, встал на задние лапки, огл...делся: везде шелест, куда идти?

(Не) посмел идти прямо через поляну, а п...шел вокруг всей поляны, от березк... к березк... .

Кто боится чего-то в лесу, тот лучше (не) ходи, пока падают листья и шепч...тся.

Можно, конечно, и трусливому зайцу н...браться храбрости и (не) оглядываться, но тогда как бы ему (не) попасть в настоящ.. .ю беду: под шум листьев за ним лисица крадется; (не) оглянется храбрый заяц на шелест, а тут тебя под шумок и схват...т рыжая кумушка.

(М. М. Пришвин. 116 слов)

3 . Выпишите глаголы- инфинитивы.

1. Раз царица на лугу, на зеленом берегу ручейка была одна...
2. И на пир веселый тот царь одиннадцать зовет чародеек молодых. 3. Что ж тут делать? 4. За прием благодаря, стали дочь его дарить… 5. Как от смерти дочь спасти? 6. Пышных комнат нет числа, всем любуется она. 7. Пряха молча подала в руки ей веретено. 8. На нее находит сон. 9. Долго, долго не найти никому туда следа

Тест по теме «Местоимение». №1

1. Какое из слов является местоимением?

1) другой; 2) первый; 3) резкий; 4) вчерашний.

2. Каким общим грамматическим значением обладают местоимения?

1) значение предметности; 2) значение признака; 3) значение указательности.

3. Определите синтаксическую роль местоимения в каждом предложении.

1) Нас сочетала строгая пора. 2) Он рукой разровнял гальку.

3) У нас чужие очень редки. 4) Тоска сжимала её сердце.

А. Подлежащее. Б. Дополнение. В. Определение. Г. Обстоятельство.

4. Какой последовательности по расположению (согласно разрядам местоимений) соответствует ряд СВОЙ, СЕБЕ, МНЕ?

1) личное, притяжательное, возвратное;

2) притяжательное, личное, возвратное;

3) притяжательное, возвратное, личное.

5. Какой последовательности по расположению (согласно разрядам) соответствует ряд ЭТОТ, ДРУГОЙ, КАКОЙ?

1) указательное, определительное, относительное;

2) относительное, указательное, определительное;

3) определительное, относительное, указательное.

6. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ?

1) н..чего не говорит; 2) н..чего говорить; 3) н..сколько не раскаивается.

7. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ?

1) Что за честь, если н..чего есть. 2) Моя хата с краю, я н..чего не знаю.

8. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно?

1) (Ни)кто, (ни)какой, (ни)чей.

2) Ни(с)кем, ни(от)какого, ни(у)чьего.

3) (Кое)что, кого(то), чего(либо).

9. В какой цепочке слов местоимения пишутся через дефис?

1)(Кое)(у)каких, (кое)(над)чем, (кое)(при)ком.

2) Кое(какой), что(либо), кто(нибудь), чей(то).

10. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова?

1) (не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто;

2) (кое)кто, (кое)что, (кое)чей, (кое)какие;

3) не(у)кого, ни(для)кого, не(с)кого, ни(у)каких;

4) кое(про)кого, кое(в)чём, кое(для)кого.

11. Укажите несклоняемое местоимение.

1) что; 2) ничто; 3) нечто .

12. В чём особенность местоимений СЕБЯ, НЕКОГО, НЕЧЕГО ?

1) это неизменяемые местоимения; 2) у этих местоимений отсутствует форма и.п.

13. Могут ли формы ЕГО, ЕЁ, ИХ в одних случаях являться личными местоимениями, а в других - притяжательными?

1. Да 2. Нет

Ключи к тесту «Местоимение» 6 класс.

1. 1

2. 3

3. 1Б, 2А, 3Г, 4В

4. 3

5. 1

6. 2

7. 2

8. 1

9. 2

10. 3

11. 3

12. 2

13. 1

ОЦЕНКА

«5» - 13 верных ответов.

«4» - 10 - 12 верных ответа.

«3» - 6 - 9 верных ответа.

Тест 2. Синтаксис.

1. Укажите словосочетание, структура которого соответ ствует схеме: «глагол + существительное с предлогом».

поездка на стадион 3) в холодной воде

на главной трибуне 4) плавать в бассейне

2. Какое утверждение о выделенном в предложении слово сочетании является правильным?

В низине появляется белая полоска тумана и стелется струйкой по сырой луговине.


именем прилагательным

мощью предлога и окончания

в данном словосочетании связь слов выражается толь- ко с помощью окончания

с главным только по смыслу

3. В каком предложении имеются однородные определения?

Цветы были яркие, на многих из них сидели красивые
бабочки.

Все крылатые обитатели скал кричали громко и пронзительно.

Листочки на дереве были молодые, светло-зелёные.

Лесная тропинка привела меня на тихую поляну.

Из-за леса появилось солнце, и все цветы потянулись
к нему.

Мороз ослаб, и снег начал таять.

Вскоре наступили сильные морозы и держались больше
недели.

У клестов красивое оперение, а кончик клюва походит
на ножницы.

5.
верной.

Ключевая вода как будто смывает усталость, наполняет душу какой-то удивительной лёгкостью (Г. Федосеев).

сложное предложение

6. Укажите предложение, в котором запятая разделяет одно-
родные члены предложения.

Земля холодная, и грязь со снегом хлюпает под ногами.

Я шёл по луговой тропинке, а впереди меня на тропинку
садилось солнце.

Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вмес- те с воробьями.

В лесу поспела малина, а также голубика.

Тест 4. Существительное.

1. В каком ряду оба существительных имеют только форму
единственного числа?

героизм , Дон 3) боязнь , наука

Кавказ , очки 4) Москва , озеро

2. В каком ряду оба существительных являются существи- тельными мужского рода?

голубь , щель 3) зелень , щавель

день , вдохновитель 4) ночь , длительность

3. В каком ряду оба существительных относятся ко 2-му склонению?

ключ , обруч

луч , речь

богач , глушь

этаж , мощь

4. Укажите ряд, в котором оба существительных являются неодушевлёнными.

мороз , медведь 3) правда , человек

облако , художник 4) море , воодушевление

5. В каком предложении выделенное слово употреблено
в форме винительного падежа?

Мой друг увлекается плаванием .

Мальчик закрывает руками лицо и не видит, что про-исходит вокруг.

Такое небо бывает у нас, когда приходит арктический воздух.

В снежной круговерти пастух отыскал овец.

Тест3. Прилагательное.

1. В каком предложении одно из имён прилагательных упо- треблено в краткой форме?

Когда подул восточный ветер, сразу стало прохлад-
нее.

Как хороши зимой на окнах скромные фиалки!

По склонам горы растёт негустая, уставшая от летнего
зноя трава.

Туристическая тропа вьётся по неглубокому ущелью.

2. В каком предложении одно из имён прилагательных упо- треблено в форме сравнительной степени?

Утро было солнечное , безветренное .

Тропинка привела меня в густой ореховый лес.

Низкое солнце пробивалось между высокими
деревьями.

Берёзы на зелёной земле стали будто бы стройнее.

3.
имеют форму женского рода.

Было ясное , морозное утро .

Голодной птице морозный день — это смерть.

Вкусная вода родника ждёт путника на лесной поляне.

За северной кромкой леса расположилось небольшое озеро.

4. Укажите предложение, в котором оба прилагательных
употреблены в форме единственного числа.

С высокого неба донёсся трубный клик журавлей.

У сосны резвились огненные бельчата, а маленький
зайчик спрятался под елью.

Свежий ветерок разносит по лесу весенние запахи.

Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах.

5. Укажите предложение, в котором выделенное прилага- тельное употреблено в форме именительного падежа.

От развесистых деревьев пролегли длинные тени.

Дикие ветки дают кислые яблоки.

Цветные полосы облаков растворились в ровном пла- мени заката.

Маленький котёнок весело прыгает в густой траве.

6. Укажите верную морфологическую характеристику име- ни прилагательного, входящего в состав данного предло- жения.

В лесах Азии живут гималайские медведи.

единственное число , винительный падеж :

множественное число , винительный падеж

множественное число , именительный падеж

единственное число , именительный падеж

Тест 4. Орфография.

1. В каком ряду в обоих словах пропущена проверяемая без- ударная гласная корня?

платформа, кр..ить 3) б..седовать, щ..ка

д..ревья, заплатить 4) ап..льсин, в..зать

2 Укажите, в каком ряду к обоим словам применимо следу-

ар..мат, ст..пные 3) к..стюм, пр.фессия

космонавт, з..мля 4) гр..хотать, бр..сать

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

сл..жение 3) возл .. гать

предл.гать 4) ел .. гать

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

р .. сточек 3) отр .. стать

зар .. сли 4) зар .. сла

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1)ж..рдочка 3) ш..ссе

2) крыж..вник 4) ж..нглёр

6. В каком предложении в выделенном слове на месте пропу-ска пишется буква 3?

Мальчик громко в..крикнул и спрятался за дерево.

Наступила весна, и на деревьях распустились ли-
сточки.

Многие растения ра.множаются семенами.

В конце этого предложения стоит во..клицатель ный знак.

7. Укажите ряд, в котором в обоих выделенных словах пи- шется Ь.

лесная глуш .., опасный вираж ..

прочный блиндаж .., красный кирпич ..

обед горяч .., июльская суш ..

тёмная ноч„ , красивая реч ..

Тест 1

1. Укажите словосочетание, структура которого соответ- ствует схеме: «существительное + существительное».

синее небо 3) поход детей

съедобные грибы 4) лесная дорога

2. Какое утверждение о выделенном в предложении слово- сочетании является правильным?

Ранним утром мы отправились в поход.

в данном словосочетании связь слов выражается с по- мощью предлога и окончания

в данном словосочетании связь слов выражается с по-мощью предлога

в данном словосочетании главное слово выражено именем существительным

в данном словосочетании зависимое слово связано с главным только по смыслу

3. В каком предложении нет однородных дополнений?

Пахнет пряным сеном, грибами.

Охотник шёл лесной просекой быстро и бесшумно.

Алый цвет зари медленно скользит по корням и ство-лам деревьев.

Золотятся серёжки ольхи и вербы.

4. В каком предложении неправильно выделена его грамма- тическая основа?

Над полем, над лесом тянулись тёмные облака.

Трескотня кузнечиков не нарушала ночной тишины.

По берегам этой реки растут камыши и осока.

Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат.

5. Какое предложение является простым?

На небе ещё не погасли звёзды, а на востоке уже за- алело.

Беспрестанно идут осенние дожди, и без устали дует ветер.

Подул утренний ветер, и перед моим окном тихо-тихо закачались деревья.

Сапоги пахли не кремом, а дёгтем.

6. Укажите, какая характеристика предложения является верной.

Мы стоим у стога и слушаем скрипучую песню коросте- ля (А. Зимин).

сложное предложение

простое нераспространённое предложение

простое повествовательное предложение

простое побудительное предложение

7. Укажите предложение, в котором запятая разделяет части
сложного предложения.

Голову и спину печёт солнце, а в лицо дышит жаром земля.

Вода поднялась, вышла из берегов и залила прибреж- ные луга.

Весь день по небу плыли кучевые облака, а к вечеру
куда-то пропали.

ФОНЕТИКА и МОРФЕМИКА

Тест1

1. В каком слове буква Я обозначает два звука?

девяносто 3) попрыгунья

занятой 4) зябнуть

2. В каком слове вместо звонкого согласного звука Г произ- носится глухой согласный звук К?

книга 3) снега

пирог . 4) игра

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

юркий 3) меткость

есть 4) приветствие

4. В каком слове нет приставки ВЗ-?

взор 3) взлететь

взбегать 4) взрослый

5. В каком слове есть суффикс -ИН-?

виноградина 3) пылинка

росинка 4) грудинка

6. Какое слово имеет нулевое окончание?

обаяние 3) заповедник

заполярный 4) облицовка

7. Укажите слово, имеющее в своём составе приставку, ко- рень, суффикс, окончание.

введение 3) изгородь

забавный 4) награда

ОРФОГРАФИЯ

Тест 1

1. Укажите, в каком ряду к обоим словам применимо следую- щее правило: «Безударная гласная корня проверяется уда-рением, и пишется та же гласная, что и в ударяемом слоге однокоренного слова».

б..лкон, зал..денеть 3) соревнование, к..рмить

г..рдероб, созр..вать 4) ц..нить, стр..на

2. Укажите, в каком ряду к обоим словам применимо следу- ющее правило: «Написание гласных в корне, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфо- графическому словарю и запоминается».

грамотный, зав..нтить 3) компьютер, справ..дливый

б..речь, т..енота 4) гимнаст..ка, сн..га

3. Укажите слово, правописание которого соответствует правилу: «В корне -лаг-/-лож- в безударном положении буква А пишется, если за корнем стоит суффикс -А-».

подл , . жить 3) сложение

разлагать 4) положение

4. Укажите слово, правописание которого соответству- ет правилу: «В корне -раст-/-рос- безударная А пишется перед СТ, Щ. Слова-исключения: Ростов, росток, Рости- слав, ростовщик, отрасль».

разрослись 3) ср .. елись

р .. стение 4) выр .. сли

5. Укажите слово, в котором на месте пропуска буквы пи-шется О.

ж .. лудь

ш .. пот

ш .. рох

ч .. рный

6. Укажите ряд, в котором правописание приставки в обоих словах соответствует правилу: «В приставках на -З(-С) пе- ред глухими согласными пишется буква С».

бесшумный, расшевелить 3) ра..щелина, бе..вкусный

ра..жимать, беспомощный 4) безжизненный, во..петь

7. Укажите предложение, в котором правописание выделен- ного слова соответствует правилу: «После шипящих и Цв окончаниях существительных под ударением пишется буква О».

Озеро заросло камыш .. м .

Небо укрыто тёмной туч..й.

По дороге шёл мальчик с тяжёлой нош..й.

Какие залюбоваться этой птиц..и?

Тест 2. Имя существительное.

—А5, В1 В8.

( 1) Москва так красива, мы так привыкли к её красоте, что порой перестаём замечать её. (2) Но стоит уехать из неё на полгода, на месяц, на неделю, как она будет вырастать в тво- ей памяти утром, днём, вечером. (3) Прекрасная, необыкно- венная, почти сказочная.

(4) Розовато-холодный рассвет встаёт позади Кремля, над зубцами сосен и коническими остриями башен. (5) Тёмная ноябрьская вода бесшумно стремится под высокими моста- ми — Москворецким, Каменным, Крымским, Бородинским. (6) Если встать на Бородинский мост, где над тяжёлыми про- лётами высятся эмблемы воинской славы, можно окинуть взглядом пустынные утренние набережные. (7) Там, за пово- ротом реки, высятся воздушные серебряные цепи Крымско- го моста.

(8) Москва, ты всегда была для русских людей символом Родины, символом жизни!

(По К. Симонову)

К каждому заданию А1 —А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правиль-ного ответа обведите кружком.

А1 Укажите верную характеристику слова Кремля (пред-ложение 4).

в предложении является дополнением

изменяется по временам и числам

обозначает признак предмета

изменяется по падежам , числам , родам

А2 Укажите предложение, включающее в свой сос- тав имя существительное, правописание которого определяется правилом: «В приставках на -3 (-С) пе-ред звонкими согласными пишется буква 3, а перед

глухими буква С» .

предложение 1 3) предложение 5

предложение 4 4) предложение 7

А3 Укажите словосочетание, в котором оба слова явля- ются именами существительными женского рода.

символ жизни 3) цепи моста

над зубцами сосен 4) эмблемы славы

А4 Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква а.

привыкли к кр .. соте

под высокими м .. стами

ноябрьская в .. да

за поворотом реки

А 5 Укажите, каким членом предложения является слово утром (предложение 2).

подлежащее 3) обстоятельство

определение 4) дополнение

Ответы на задания В1 В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В 1 Из шестого (6) предложения выпишите имя сущест- вительное, в котором звуков больше, чем букв

В 2 Определите, из каких морфем состоит имя существи-тельное пролётами (предложение 6). Напишите на- звания этих морфем.

В 3 Замените в первом (1) предложении текста слово кра- соте синонимом. Напишите этот синоним.

В 4 В предложениях 1 — 2 найдите имя существительное

собственное. Напишите это существительное.

В 5 В четвёртом (4) предложении найдите имена сущест- вительные, которые относятся к 1-му склонению. На- пишите эти существительные в их начальной форме.

В 6 В пятом (5) предложении найдите имя существитель- ное, употреблённое во множественном числе. Напи- шите это имя существительное в начальной форме. Ответ:

В 7 В восьмом (8) предложении найдите имя существи- тельное, которое употребляется только во множе- ственном числе. Напишите это существительное в его начальной форме.

В 8 В седьмом (7) предложении найдите существитель- ные, которые относятся к женскому роду. Напишите эти существительные в их начальной форме

Имя числительное. Тест 3

Прочтите текст и выполните задания А1 —А5, В1 В8.

( I ) Биатлон — слово составное. (2) В нём соединены латин-ское слово би, что значит два, и греческое атлон — борьба. (3) Получилось «двойное состязание»: состязание в лыжном беге и одновременно в меткости стрельбы.

(4)Член каждой команды должен пройти на лыжах 20 ки-лометров и четырежды, сделав остановку на 3, 8, 13 и 18-м ки- лометре, поразить мишени.

(5)Вот спортсмен подходит к первой мишени. (6) Он по-сылает пять пуль с дистанции 250 метров. (7) На втором ру-беже он стреляет с расстояния 200 метров, на третьем —150 метров. (8) На четвёртом рубеже мишень удалена от снай-пера всего на 100 метров, но зато стрелять ему здесь прихо- дится не лёжа, как на предыдущих рубежах, а обязательно из самого трудного положения: «из положения стоя без упора».
(9) На огневом рубеже могут сразу находиться и трое, и пя-теро, и даже десятеро спортсменов. (10) За каждый промах судьи назначают штраф: один круг, длина которого составля- ет 150 метров.

(11) Победит в соревнованиях тот, кто умеет неутомимо и быстро ходить на лыжах и метко стрелять.

К каждому заданию А1 А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный .

А1 Укажите, каким членом предложения является слово- сочетание один круг (предложение 10).

Определением 3)дополнением

подлежащим 4)сказуемым

А 2 Какое числительное, взятое из прочитанного вами текста, изменяется по падежам, родам?

пять (предложение 6)

сто пятьдесят (предложение 7)

втором ( предложение 7)

сто ( предложение 8)

А3 Какое числительное, взятое из прочитанного вами текста, имеет только две падежные формы?

тринадцать (предложение 4)

сто (предложение 8)

два (предложение 2)

трое (предложение 9)

А4 В каком падеже употреблено порядковое числитель- ное, «ходящее в состав восьмого (8) предложения?

родительный

творительный

3)предложный 4) винительный

А5 Укажите верную морфологическую характеристику слова четырежды (предложение 4).

простое количественное числительное

собирательное числительное

составное количественное числительное

наречие

Ответы на задания В1 В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми .

В1 . В предложениях 5 — 6 найдите простое количествен- ное числительное. Напишите это числительное сло- вом.

В2 Из седьмого (7) предложения выпишите порядковые числительные, употребив их в начальной форме.

В3. Из предложений 1-5 выпишите количественное числительное, которое изменяется по родам и падежам

В 4 В предложениях 8 — 9 найдите собирательные числи- тельные. Напишите эти числительные.

В 5 Из предложений 7 — 8 выпишите сложное количе- ственное числительное.

В 6 В предложениях 5 — 6 найдите порядковое числитель- ное. Укажите, в форме какого падежа оно употребле- но.

В 7 В предложениях 7 — 8 найдите составное количе- ственное числительное. Напишите это числительное словами.

В8 Из предложений 9—10 выпишите числительное, ко- торое изменяется по падежам, родам и числам.

Самостоятельная работа для 9 класса. Тема: Типы придаточных в сложноподчиненном предложении

Спишите сложноподчинённые предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.
Карточка 1.
1. По ночам когда кроны деревьев волнами накатывали друг на друга он (Дуглас) метал свой взор словно луч маяка во все стороны поверх буйного моря ясеня дуба и клена.
2. Его окрыляла высота самой внушительной башни в городе что позволяла ему реять на июньских ветрах.
3. Том с папой присели чтобы запустить свои руки в глубь хрустящей лозы.
4. Он (Дуглас) опустил руку чувствуя как ее обволакивает онемелость.

Карточка 2.
1. На третий день лета под вечер дедушка в очередной раз вышел из передней двери чтобы окинуть безмятежным взглядом два пустых кольца на потолке веранды.
2. Около семи если встать у окна гостиной послышится скрежет стульев отодвигаемых от столов.
3. На следующий день никто не помнил о чем они толковали весь вечер.
4. Дуглас приникал к земле так тихо и неподвижно что взрослые забывали о его присутствии и строили планы на его и свое будущее.
5. Перед табачным магазином в тот вечер собрались люди чтобы жечь дирижабли топить линкоры взрывать динамит и отведать своим фарфоровым ртом бактерий которые в один прекрасный день их прикончат.
Карточка 3.
1. Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал что она никогда уже не будет в нем сидеть смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет.
2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна.
3. Временами отчаявшись Лео Ауфман слонялся по улицам издерганный, встревоженный вздрагивающий от далеких раскатов смеха подслушивал детские шуточки наблюдал что вызывало у них улыбку.
Р.Брэдбери "Вино из одуванчиков"Карточка 1.
1. По ночам, когда кроны деревьев волнами накатывали друг на друга, он (Дуглас) метал свой взор, словно луч маяка, во все стороны поверх буйного моря ясеня, дуба и клена.
он , сказуемое-метал кроны , сказуемое-накатывали , вопрос – (по ночам) каким?, союз-когда
2. Его окрыляла высота самой внушительной башни в городе, что позволяла ему реять на июньских ветрах. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – высота , сказуемое-окрыляла позволяла , вопрос – (высота) какая?, союзное слово-что , придаточное определительное).
3. Том с папой присели, чтобы запустить свои руки в глубь хрустящей лозы.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Том с папой , сказуемое-присели , грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-запустить , вопрос – (присели) с какой целью?, союз-чтобы
4. Он (Дуглас) опустил руку, чувствуя, как ее обволакивает онемелость.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – он , сказуемое-опустил , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее- онемелость , сказуемое-обволакивает , вопрос – (чувствуя) что?, союз-как
5. Он (Дуглас) аккуратно расставил на прилавке столбики из пятицентовиков, десятицентовиков и четвертаков, как шахматист, озабоченный тем, что следующий ход может вывести его на солнечную сторону…
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – он , сказуемое-расставил , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее- ход , сказуемое-может вывести , вопрос – (шахматист, озабоченный) чем?, союз-что , придаточное изъяснительное).

Карточка 2.
1. На третий день лета, под вечер, дедушка в очередной раз вышел из передней двери, чтобы окинуть безмятежным взглядом два пустых кольца на потолке веранды.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – дедушка , сказуемое-вышел , грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-окинуть , вопрос – (вышел) с какой целью?, союз-чтобы , придаточное обстоятельственное цели).
2. Около семи, если встать у окна гостиной, послышится скрежет стульев, отодвигаемых от столов. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – скрежет , сказуемое-послышится , грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-встать , вопрос – (послышится) при каком условии?, союз-если , придаточное обстоятельственное условия).
3. На следующий день никто не помнил, о чем они толковали весь вечер.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – никто , сказуемое-не помнил , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее-они , сказуемое-толковали , вопрос – (не помнил) чего?, союзное слово-о чем , придаточное изъяснительное).
4. Дуглас приникал к земле так тихо и неподвижно, что взрослые забывали о его присутствии и строили планы на его и свое будущее.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Дуглас , сказуемое-приникал , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее-взрослые , сказуемое-забывали и строили , вопрос – (приникал) в какой степени?, союз-что , придаточное обстоятельственное степени).
5. Перед табачным магазином в тот вечер собрались люди, чтобы жечь дирижабли, топить линкоры, взрывать динамит и отведать своим фарфоровым ртом бактерий, которые в один прекрасный день их прикончат.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – люди , сказуемое-собрались , грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-жечь, топить, взрывать и отведать , вопрос – (собрались) с какой целью?, союз-чтобы , придаточное обстоятельственное цели, грамматическая основа второго придаточного предложения: подлежащее-которые , сказуемое- прикончат , вопрос –(бактерии) какие?, союзное слово-которые , придаточное определительное).

Карточка 3.
1. Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло, когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал, что она никогда уже не будет в нем сидеть, смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – смерть , сказуемое-кресло он , сказуемое-стоял и осознал , вопрос – (кресло) какое?, союзное слово-когда , придаточное определительное, грамматическая основа второго придаточного предложения: подлежащее-она , сказуемое- не будет сидеть, смеяться и плакать , вопрос –(осознал) что?, союзное слово-что , придаточное изъяснительное).
2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – свет , сказуемое-лился , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – он , сказуемое-проснулся , вопрос – (лился) когда?, союзное слово-когда , придаточное обстоятельственное времени).
3. Временами, отчаявшись, Лео Ауфман слонялся по улицам, издерганный, встревоженный, вздрагивающий от далеких раскатов смеха, подслушивал детские шуточки, наблюдал, что вызывало у них улыбку.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Лео Ауфман , сказуемое-слонялся , подслушивал, наблюдал , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – что , сказуемое-вызывало , вопрос – (наблюдал) что?, союзное слово-что , придаточное изъяснительное).

Приложение 1

Как писать конспект?

Студенты много времени на парах тратят на написание конспектов. Для некоторых – это залог успешной сдачи будущих экзаменов и зачетов, так как материал, записанный собственноручно, лучше запоминается, и у студента всегда есть возможность освежить в памяти пройденное. Для других – требование преподавателя. Попытаемся разобраться, как писать конспект правильно, чтобы он был полезным и помогал в ответственные моменты. Дадим несколько советов.

1. Как это нестранно звучит, но учитесь понимать свой почерк. По статистике примерно 2/3 студентам трудно читать свои записи. Если читаемость пропадает, имеет смысл, писать более четко и аккуратно.

2. Всегда лучше подбирать тетрадь с широкими полями, где можно делать пометки, замечания, ставить дату, отмечать более значимые моменты в конспекте.

3. Обязательно пишите план и дату лекции. В будущем это значительно упростит весь процесс подготовки к экзамену или зачету.

4. Пользуйтесь маркером. Подчеркивайте важные моменты, то, на что необходимо обратить особое внимание, цитаты и т.д. В некоторых случаях можно использовать сразу несколько цветов. Главное знать меру и не превращать конспекты в альбом для рисования.

5. Активно используйте различные сокращения, символы, обозначение. Важное правило – Вы должны их отлично знать и понимать.

6. Если в конспекте допущена ошибка, лучше ее аккуратно зачеркнуть или сделать пометку на полях. Не следует исправлять, это может уменьшить читабельность текста.

7. Не пишите слишком плотно, разделяйте абзацами смысловые части. Новые темы начинайте с новой страницы.

8. Задавайте вопросы преподавателю, делая соответствующие пометки в записях.

9. Всегда пишите конспект от руки, не используйте различные электронные устройства, ксероксы и т.д.

Умейте уложить информацию, или все о конспекте

Умело уложить информацию - значит кратко зафиксировать ее в таком виде, чтобы при необходимости вы могли воспроизвести ее в том же объеме, что и в вашем источнике. Компьютерные архиваторы, занимающиеся именно этим, архивируют равномерно и прямолинейно и именно поэтому с низким КПД (сокращают в 2-3 раза). Человек, как известно, умнее компьютера. Поэтому он не архивирует, а конспектирует, подчеркивая одно, пропуская другое, подсознательно запоминая третье, в итоге сокращает исходный материал не менее чем в 10 раз. Итак, с чего начать?

ВЫПИСКИ

Выписки - самая простая форма конспектирования. Они почти дословно (иногда дословно) воспроизводят текст и заносятся на карточки. Польза выписок весьма велика. Тесть Н.С. Гумилева Н. Энгельгардт написал "Историю русской литературы" исключительно путем склеивания выписок и получил за ее издание большой гонорар.

ТЕЗИСЫ

Тезисы представляют собой сделанные вами выводы и требуют от вас, по крайней мере, их понимания. При проработке любого труда необходимо представлять его в виде структуры, состоящей из цепочек тезисов. Если его записать в виде такой структуры, вы получите скелет денотатной карты (структурная карта предмета, представленная системой понятий) использованного труда. Если в абзаце тезис не обнаружен - значит, вы не поняли логику автора. Тезисы бывают простые и осложненные (включают, кроме главного, еще и второстепенные положения).

КОНСПЕКТ

Существуют два разных способа конспектирования - непосредственное и опосредственное.

Непосредственное конспектирование - это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз "переслушивать" ее. Именно поэтому такую запись студенты все чаще передоверяют диктофонам. Однако, к сожалению, этим же способом, как правило, они пользуются при конспектировании письменного или печатного текста. Прочитав несколько предложений или абзацев, останавливаются, конспектируют изложенное и переходят к следующему абзацу. Такой способ кажется наиболее простым, очевидным и быстрым. На деле он вообще никуда не годится по следующим причинам.

1. Вы не поймете сути прочитанного, пока не будете держать в голове его взаимосвязи с содержанием дальнейшего и предыдущего изложения. Между тем ни о последующем, ни о предыдущем изложении вы ничего не знаете. О последующем - потому что до него еще не дошли, о предыдущем - потому что, постоянно прерываясь на конспектирование, нарушаете непрерывность восприятия изучаемого текста и неизбежно теряете всякое представление о том, что вы читаете сейчас, вытекает (если вытекает) из того, что вы прочитали и законспектировали на предыдущем этапе.

Соответственно, вы не в состоянии воспринять подлинную суть всего читаемого текста и не можете нормально и экономно изложить ее, а ведь именно в этом и состоит цель конспектирования. То же, что попадет в ваш конспект, часто окажется либо ненужным, либо слишком подробным, а какие-то необходимые вещи вы пропустите. В итоге КПД вашего конспектирования окажется крайне мал.

Для наглядного уяснения сказанного представим себе, что вы должны записать для памяти схему окраски, к примеру, травяной лягушки. При этом вам сообщают, как она выглядит. В итоге останется большая картосхема с указанием расцветки каждого квадратного сантиметра, но в единую систему они у вас в голове не сложатся.

Если же вы сначала осмотрите лягушку в целом, все описание сведется по объему к двум положениям: "Все, кроме брюха и горла, зеленое, брюхо и горло светлые", дающим при этом вполне связное и законченное представление об объекте.

2. Постоянно прерывая чтение ради записи, а запись ради чтения, вы в итоге не сможете воспринять ни текст, ни конспект как осмысленное изложение. Получается парадокс: добросовестно копируя чуть ли не каждое второе слово оригинала, вы встаете из-за стола, как если бы вы вообще никогда в жизни не видели ни текста, ни собственного конспекта, исключая разве что последние абзацы того и другого. Постоянно прерываясь, ваш мозг в значительной степени работал вхолостую, не оставив вам ничего, кроме ощущения некой каши в голове, к тому же стремительно выветривающейся из нее, да подспудного отвращения к теме ваших занятий. Собственный конспект становится для вас китайской грамотой, которую нужно заново читать, как в первый раз.

Причем если вы, как и положено, пользовались при конспектировании сокращениями, то многое в своем конспекте при номинальном "перечитывании" (а по сути, первом чтении!) попросту не поймете. Когда вы конспектировали абзац, вы еще помнили его, и сокращенная запись была в свете этих воспоминаний наполнена для вас смыслом. Но вот вы перешли к следующим главам, непрерывность восприятия нарушилась, воспоминания, не успевшие устояться и закрепиться, мгновенно исчезли, и теперь вы с удивлением смотрите на свои сокращения и стрелочки, диву даваясь, что вы, собственно, хотели этим сказать. Кроме даром потраченных усилий, особенно мучительно сознавать, что еще совсем недавно (конспектируя) вы отлично понимали, о чем идет речь, а теперь - ни в какую. Как же нужно конспектировать?

Опосредственное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно - перечитывания) всего текста до конца. Начинайте конспектировать только тогда, когда вы уясните общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект ведите не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание.

При такой работе вам станет ясно, что в каждом месте для вас существенно, что будет заведомо перекрыто содержанием другого пассажа, а что можно вообще опустить. Естественно, что при подобном конспектировании придется компенсировать нарушение порядка изложения текста всякого рода пометками, перекрестными ссылками и уточнениями. Но в этом нет ничего плохого, потому что именно перекрестные ссылки наиболее полно фиксируют внутренние взаимосвязи темы (и, следовательно, вашего конспекта).

Иными словами, такое конспектирование "по уму" - это не что иное, как составление развернутой денотатной карты вашего текста.

Кажущийся недостаток такого способа конспектирования: на первый взгляд, он потребует большего времени, чем предыдущий, поскольку здесь к записи вы можете переходить, лишь прочитав и хорошо обдумав весь текст, состав и организацию использованных в нем материалов и логику построений. Однако этот иллюзорный минус восполняется реальными преимуществами:

а) Времени он отнимет у вас куда меньше, так как к началу записи вы уже будете представлять себе, что вам нужно, а что нет. Саму же запись будете вести непрерывно, а не останавливаясь через шаг на второй (что очень сбивает с ритма и тем самым замедляет весь процесс);

б) И чтение, и конспект вы вели непрерывно; в итоге оба процесса составят осмысленное целостное информационное единство, которое неизмеримо легче запомнить и удержать в голове, чем набор бессвязных информационных отрезков. В результате вы не только получили конспект более или менее понятной проблемы, но уже выучили в той или иной степени сам материал. Конспект придется теперь не столько учить, сколько повторять. Именно о таком конспектировании преподаватели говорят, что с точки зрения овладения материалом оно само по себе лучше прямой "зубрежки" и именно такие конспекты они склонны прощать при употреблении их в качестве шпаргалок. Это и неудивительно: сама подобная шпаргалка доказывает, что ее автор не просто механически переписывал текст, но проработал и освоил его.

Но даже если вы (по необходимости, как при работе на лекции или семинаре) провели "прямое" конспектирование, помните: оно должно быть для вас только первичным сырьем, материалом для дальнейшей работы. Прочтите ваш механический конспект, составьте представление о теме и не поленитесь - перепишите его, создав на основе своих прежних записей новый конспект "по уму", или денотатную карту.

Все сказанное относится к самому простому из конспектов, цель которого - адекватно отобразить данный текст/сообщение и зафиксировать его суть в доступном для использования и повторения виде. Именно такой конспект нужен, как правило, при подготовке к экзамену (где ваша цель - выучить один текст одного учебника). Однако куда чаще вам потребуется один из двух видов "продвинутого" конспекта.

1. СЕЛЕКТИВНЫЙ КОНСПЕКТ

Он необходим, когда ваша цель - извлечь из текста информацию по определенной теме (для самого этого текста второстепенной или побочной). В этом случае самый эффективный алгоритм работы такой: прочтите текст целиком, отмечая все места, имеющие отношение к интересующей вас теме. Определяйте их, хотя бы по ключевым словам, если нет сил бегло читать.

Вот эти места перечтите уже внимательно. Если сами по себе они непонятны (хотя бы частично), так как увязаны с другими, ничего не поделаешь, освойте и те места. В итоге вы поймете общий состав, содержательные и логические взаимосвязи имеющейся информации по вашей теме и будете воспринимать ее как сложное единство.

Таким образом, вы как бы "исторгли" из исследуемого текста, как из большой матрешки, матрешку поменьше - информационную подсистему, связанную с вашей темой. Сделайте денотатную карту этой подсистемы. Это и будет селективный конспект.

2. СВОДНЫЙ КОНСПЕКТ

Бывает так (а так, как правило, и бывает), что вам необходимо проработать несколько различных текстов для создания единой картины. Например, вы должны использовать несколько различных работ для написания текста (реферата, курсовой или раздела дипломной работы). При этом, естественно, понадобятся конспекты этих работ (в целом или, что чаще, применительно к вашей теме). Регламент такой работы заключается в следующем.

1. Сделайте "умный", или селективный, конспект по каждой работе в отдельности.

2. Сравните их. Вы увидите, что в какой-то степени они дополняют, развивают, оспаривают или (там, где исход разногласия очевиден) упраздняют друг друга. Обдумайте возникшие сопоставления.

3. Отталкиваясь от проведенного сопоставления, сведите ваши денотатные схемы в единую денотатную карту всей проблемы (темы, вопроса). Это и есть сводный конспект. По нему в дальнейшем и работайте.

Естественно, при составлении сводного конспекта очень важно не перепутать, какой элемент рассуждения или материала какому из авторов принадлежит. Это нужно и для составления библиографии, справочного аппарата и просто потому, что у вас будет возникать желание вновь вернуться к уже изученной литературе. Допустим, в первый раз вы что-то недооценили, неправильно поняли, но в ходе самой работы осознали свою ошибку и вновь хотите заглянуть в нужный текст. Чтобы знать, откуда взят материал, помечайте на вашей денотатной карте темы рядом с каждым структурным узлом, каждой взаимосвязью, каждым аргументом, откуда вы все это взяли. Например, роль узла у вас играет некий тезис, а рядом с ним написано , . Иными словами, рассмотрение этого тезиса содержится в работе, условно закодированной в вашем рабочем списке литературы (не путать с итоговым, где все в алфавитном порядке и вообще красиво) под номером 1 на страницах 23-35 и т. д.

При составлении сводного конспекта, если вы хотите получить действительное содержательно-логическое единство, а не наскоро слепленное механическое соединение схем, вам придется провести самостоятельную творческую работу по их совмещению. Это опять же хорошо: так вы приобретете более ясное представление о вашей теме и, главное, сами сделаете новые наблюдения (или, по крайней мере, довольно точно определите направления и сферы, в которых вам их предстоит сделать). При составлении сводной денотатной карты темы по литературе часто выясняются совершенно новые альтернативы, повороты в развитии темы и аргументы, которые не затрагивала ни одна из использованных вами отдельных работ.

Некоторые дополнительные соображения по конспектированию относятся к тому, что желательно пользоваться сокращениями как общепринятыми, так и авторскими. В этом деле можно достичь, настоящей виртуозности. Ясно, какой экономии времени и объема можно достигать такими методами (в реальной лекции на сегмент, кодируемый таким образом, уйдет минут пять-десять: расскажут-то и о росте мотивации, и о расслоении группы на группировки, и о появлении новых лидеров, и о том, какую роль в реальной группе они играли).

Сводный конспект - отличный метод подготовки к семинару. Как правило, к занятию требуется свести воедино и обдумать информацию из разных источников, приложив некие творческие усилия, а именно все эти проблемы и решает данный конспект. Сделав его, вы обнаруживаете, что, собственно, никакой иной подготовки вам и не нужно.

Не ленитесь перерабатывать ваши письменные или магнитофонные записи лекций (по определению "прямые") в конспект "по уму". Вам покажется, что тем самым вы навлекаете на себя двойную работу, но на самом деле это не так. Во-первых, конспект "по уму" гораздо легче учится сам по себе, во-вторых, вы выучите материал в ходе самого его составления.

Ссылки. Всю интересующую вас информацию сопровождайте точными отсылками, чтобы по ним вы всегда смогли снова ее найти. Стандартная и массовая ошибка первокурсника: увлеченный чтением и обдумыванием, он пренебрегает записью точных сносок, так как уверен, что и без того быстро вспомнит, где он все это читал.

Пока он читает первый десяток книг, эта система, возможно, работает, но, когда он перевалит на второй, "в доме Облонских все смешается" и без сносок он будет как без рук. Полная уверенность в том, что такое-то место он встречал в такой-то работе на 348-й странице (там еще такая картинка была на обороте), себя не оправдает и несчастный проведет лучшие часы своей жизни, разыскивая цитату по всем ста томам изученных им книжек.

Не забывайте на вашей денотатной карте помечать выходы из интересующей вас темы на смежные. Во-первых, это может пригодиться в будущем при работе над теми самыми смежными темами. Во-вторых, эти выходы указывают на естественные направления развития вашей темы.

Для того чтобы достичь лучшего представления о логико-содержательных взаимосвязях информации в пределах вашей темы, применяйте четыре дополнительных приема.

1. Параллельно с чтением (или, что еще лучше, с перечитыванием) текста записывайте определения, толкования, формулировки, мнения, привлекаемые в качестве аргументов данные. Затем окончательно устанавливайте связи между ними и соответственно перегруппировывайте. Полученная схема и будет денотатной картой. Иначе говоря, сначала вы "натаскиваете в свое логово" все мыслимые элементы денотатной карты и лишь потом, улавливая и перебрасывая разнообразные мостики между ними, воссоздаете ее структуру.

2. Всегда, когда сталкиваетесь с поставленным автором вопросом, мысленно постарайтесь удивиться тому же, чему удивился он. Проверьте, дал ли он все варианты ответа. Проследите судьбу данных им вариантов ответа и выбор, сделанный им между ними: от чего он зависит у автора? Можно ли тут что-нибудь добавить или пересмотреть с вашей точки зрения?

3. Составьте проблемный обзор литературы по теме. Для этого представьте себе, что все работы по теме написал один и тот же автор, а все встречающиеся там споры - это споры с самим собой при обсуждении сложных проблем. В реальности каждый из нас при исследовании любого явления выдвигает и сталкивает друг с другом альтернативные объяснения, отказывается от одного в пользу другого, снова возвращается к первому, колеблется в оценке различных обстоятельств и т.д. Соответственно, выстройте все имеющиеся у вас материалы в логически стройную дискуссию нашего гипотетического автора с самим собой. Блоками получившегося у вас здания будут служить не авторы, а проблемы. Как правило, окажется, что все обсуждение темы может быть представлено как сетка взаимосвязанных задач, каждая из которых имеет несколько вариантов решения (каждый вариант с собственной системой аргументации). Решение данной задачи может вовсе не влиять на решение других. А может, наоборот, определять его (в последнем случае мы сталкиваемся с центральной или узловыми проблемами всей темы). Ваше дело - отобразить всю эту сеть задач и альтернативных вариантов решения в их взаимосвязи. Такое отображение и будет существенной частью денотатной карты вашей темы. Именно частью, а не всей картой, так как вы учитывали только те мнения, данные и решения, которые встречали в литературе, а там могли пропустить и некоторые альтернативы, и некоторые взаимосвязи. Однако полученная вами схема будет добротной "рыбой", которую останется лишь несколько дополнить и переоценить.

4. Для творческого обогащения дискуссии по теме и коррекции денотатной схемы, составленной вами по литературе, полезно применять следующий стандартный прием. Всегда при изучении какой-то проблемы или столкновении с какими-то данными старайтесь поставить себе вопросы: что отсюда может следовать? что здесь может остановить мое внимание и вызвать вопрос? что здесь неочевидного? и почему это неочевидное реализовалось именно так, а не иначе? Цепляйтесь к каждой мелочи, и откроется вам.

АННОТАЦИЯ

Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к коим задано проработать определенную литературу. Равным образом годится для предварительных библиографических заметок "самому себе". Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о ее тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда (или, то же самое, "краткое изложение оглавления"); подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде.