Роковые женщины в истории мира. Роковые женщины в истории и мифологии народов мира

Известных женщин в истории мира, которые сумели достичь известности,

власти или выдающихся успехов в какой-либо области человеческой жизни, много.

При характере патриархального общества за последние десять тысяч лет, это является не маленьким подвигом. Многие женщины сумели повлиять на ход мировой истории не меньше, чем мужчины.

Имена этих женщин известны всем. О них ходят легенды, о них пишут книги и снимают фильмы. И все потому, что их сильный дух, красота, и необыкновенная смелость помогли им подняться над скучными общепринятыми правилами в мире, где властвовали мужчины.

Так как таких женщин было много, трудно определить, как самых известных в истории. Это женщины, которые были по-настоящему известными, поскольку большинство людей слышали о них. Они получили либо высокую степень политической власти, либо имели значительное влияние на общество до такой степени, что они были в состоянии изменить восприятие мира и формировать политику, либо сделали великие научные открытия и изобретения и т. д.

Конечно же, ещё много можно назвать достойных женщин, которые не представлены в этом списке.

1. Олимпиада – мать Александра Македонского повлияла на ход исторических событий куда больше, чем великий Аристотель. Она родила Александра и воспитала его характер. Будущий легендарный полководец впитал греческое мировоззрение с молоком матери. Олимпиада нашла ему учителей, которые натренировали его тело, педагогов (в том числе и Аристотеля), которые отточили его ум, и, наконец, друзей, ставших его сподвижниками.

2. Клеопатра была последним независимым правителем Египта до римского завоевания Юлием Цезарем и Марком Антонием. Она до сих пор - один из самых востребованных образов в искусстве. Все из-за образа роковой женщины, которой она, несомненно, являлась. От Цезаря Клеопатра родила сына, от Антония двух сыновей и дочь.

3.Анна Ярославовна, дочь Ярослава Мудрого, была французской королевой. Считается, что именно она привезла во Францию Реймсское Евангелие, на котором с XVI века присягали французские короли, принимая кириллицу за «письмо ангелов».

4. Княгини Ольги - мать Святослава и творец ядра русской цивилизации. Она и правила Русью за сына, она и направляла его в великих делах. Мудрость Ольги была такой большой, что она не дала геройству сына истощить человеческие и экономические ресурсы Руси. Ольга давала ровно столько из резерва, чтобы дерзкие походы приносили пользу обществу и державе. Княгиня Ольга одна из тех, о которой вспоминают в разговоре о великих женщинах земли русской.

5. Екатерина II поспособствовала значительному расширению территории России: Россия закрепилась на Черном море, Крым стал российским, Россия также «приросла» западными землями после трех польских разделов. Екатерина была немкой на русском троне, она поддерживала тесные контакты с Европой и состояла в переписке с умнейшими людьми своего времени.

6.Джейн Грей - самая легендарная английская королева. Она правила всего 9 дней, поэтому её называют «королевой девяти дней». Но, несмотря на столь короткий период правления, Джейн Грей в истории осталась. Для преследуемых Марией протестантов Джейн была мученицей, первой жертвой английской контрреформации. При королеве Елизавете история Джейн прочно вошла в круг духовного чтения, «высокую» светскую литературу и народное предание.

7.Англичанка Ада Лавлейс - дочка великого поэта Джорджа Байрона, известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Она составила первую в мире программу (для этой машины) и считается первым программистом в истории.

8.Английская королева Виктория - «бабушка Европы» - так её называли современники из-за связей с королевскими семьями Европы. Викторианская эпоха - это изобретения, техногенная революция, развитие джентельменства. Время правления Виктории кардинально изменило и англичан, и весь мир. В вопросах политики, несмотря на образ тихого «семейного монарха», Виктория была тверда. Так, она считала, что колонизаторская политика Англии несет только добро. В оправдание англо-бурской и англо-афганской войн она сказала «Не в наших обычаях аннексировать страны, если мы не обязаны и вынуждены сделать это».

9. Королева Изабелла Кастильская имела отношение сразу к трём эпохальным событиям своего времени. 1492 год можно назвать «годом Изабеллы Кастильской». В этом году случились три грандиозных события, к которым была причастна королева лично: взятие Гранады, обозначившее конец Реконкисты, покровительство Колумбу и открытие им Америки, а также изгнание евреев и мавров из Испании.

10. По мнению историков, Екатерина Медичи была не властителем, а женщиной на троне. Главным ее оружием были династические браки, ни один из которых, впрочем, не был удачным. Она была главной законодательницей моды французского двора, но Екатерина Медичи вошла в историю как «Черная королева», отравительница, детоубийца и зачинщица Варфоломеевской ночи. Несмотря на такую страшную репутацию Екатерины, в политических вопросах она была очень наивна.

11.Маргарет Тэтчер на словах она не раз заявляла, что заинтересована в окончании Холодной войны, но факты свидетельствуют о том, что она только обостряла ситуацию. Маргарет Тэтчер, эта «железная леди» занимала проамериканскую позицию, лоббировала размещение американских ракет на территории Великобритании и Европы, активно увеличивала ядерный потенциал Великобритании и даже развязала Фолклендскую войну.

12. Королева Елизавета 1 вошла в историю под именем «королевы-девственницы». Хотя к английской королеве Елизавете 1 сватался сам Иван Грозный, но до свадьбы дело не дошло, и ни у кого не дошло. Сама она не раз повторяла, что она замужем «за Англией». Её замужество изменило бы расстановку сил в Европе, и она знала об этом, удерживая равновесие. Даже своей смертью Елизавета принесла пользу Англии – объявив наследником шотландского короля Якова VI, она объединила два государства. Шотландия окончательно приобрела зависимость от Англии.

13. У Цзетянь приняла мужской титул «императора» (Хуанди) и была формально единственной женщиной за всю четырёх тысячелетнюю историю Китая, обладавшей верховным титулом. Она правила Китаем на протяжении сорока лет, с 665 года до своей смерти. Период её правления ознаменовался широкой экспансией Китая, вторжением в Центральную Азию и Корею. При этом в стране стала бурно развиваться культура, религии даосизм и буддизм перешли под покровительство государства.

14. Эсфирь - одна из великих женщин в истории мира, которая совершила своего рода подвиг. Когда в древней Персии в противоборстве за власть сошлись финансовые и военные элиты, то Эсфирь выступила за финансовую сторону, большая часть которой состояла из единокровных ей евреев. Тогда чаша весов склонилась в их пользу, и евреи одержали вожделенную победу. Никто не удостоился той памяти всего еврейского народа, которая досталась на долю Эсфирь. А ведь она была всего лишь женой царя Персии. Зато имела такое влияние на его решения, что исход битвы был предопределен. Именно в честь Эсфири евреи всего мира празднуют Пурим уже более 3-х тысяч лет. Ее имя вписано в Библию и только потому дошло до наших дней.

15.Елизавету II называют женщиной «с мягким сердцем, но железным характером». В годы войны она добровольно записалась в отряды самообороны и стала единственной королевой, прошедшей военную службу. На сегодняшний день она самый долго правящий монарх в истории Великобритании.

16. Мария Тюдор была английской принцессой и французской королевой, правда, всего 3 месяца. Брак с Людовиком XII должен был стать подтверждением мирного договора между Францией и Англией, но король, который был старше невесты на 34 года, вскоре скончался. Тогда Мария добилась брака с герцогом Саффолком, от которого родила 4-х детей. Мария враждебно относилась к Анне Болейн, что стало причиной холодности Елизаветы I ко всем потомкам Марии Тюдор.

17. Королева Анна была первым монархом соединённого Королевства Великобритания, в состав которого входили Шотландия и Ирландия. Она приняла участие в борьбе за испанское наследство, благодаря ее усилиям был подписан Утрехтский мир. Королева Анна поддерживала тори в парламенте.

18.Только взойдя на престол, Тамара сразу отстранила от власти злоупотреблявших ею правителей, она облегчила участь крестьян и установила внутренний мир. Но потом молодая правительница перешла к наступательной тактике. Она завоевывала часть современной Турции, Сирии, Ирана и Персии. Царица Тамара распространяла христианство, ей было возведено множество храмов. После своей смерти Тамара была причислена к лику православных святых.

19. Французская королева Евгения считалась законодательницей европейских мод, но она не только ходила по светским приемам, но и влияла на политику. Во время отсутствия своего супруга она фактически исполняла обязанности регента. Ревностная католичка, она придерживалась ультра монтанских убеждений, не одобряла Рисорджименто и ослабления папской власти. Считается, что именно Евгения повлияла на решение мужа ввязаться в мексиканскую авантюру. А ещё она стала косвенной виновницей Франко-прусской войны.

20. За время своего правления Мария Антуанетта стала образцом «бездумного» монарха, который тратит деньги государства на собственные развлечения. Мария Антуанетта вышла замуж за будущего короля, когда ей было 14 лет. Именно ей приписывают фразу «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!». Тем не менее, во время захвата тюильрийского дворца революционерами, она сохранила спокойствие.

21. Королева Мин была, по свидетельствам историков, талантливым дипломатом и тактиком. Она тайно правила страной в течение 20 лет вместо своего мужа. Королева Мин умело поддерживала баланс в стране в момент ее «открытия» Западу, не давая новым союзникам лишить Корею независимости. Королева Мин сменила курс политики с «прояпонской» на «прорусскую», это и стало причиной ее гибели от рук японских наемников.

22. Мария Склодовская – Кюри - физик, химик, педагог и общественный деятель. Была дважды удостоена Нобелевской премии. Вместе с мужем занималась исследованием радиоактивности и совместно с ним открыла элементы радий и полоний.

23. Анна Болейн была роковой женщиной. Ей удалось заставить английского короля разорвать отношения с Папой и стать главой новой, Англиканской церкви. Свой прошлый брак с Екатериной Арагонской король признал недействительным. Так Анна Болейн добилась своего – она стала женой Генриха VIII и королевой Англии.

24. Именно в ночь свадьбы Маргариты и Генриха Наваррского произошла страшная Варфоломеевская резня. Это на долгие годы определило как развитие событий в королевской семье, так и отношения супругов. Даже после развода с Генрихом IV королева Марго оставалась членом королевской семьи с титулом королевы. Она, как последняя Валуа, воспринималась в качестве единственной легитимной наследницы королевского дома.

25. История императрицы Цыси удивительна. Будучи наложницей пятого, самого низкого ранга, она смогла стать императрицей Китая. И к концу жизни полный официальный титул императрицы Цыси назывался так: Милосердная, Счастливая, Благодетельная, Милостивая, Главная.

фото из интернета

Немного любопытного из истории. Отрывок из книги И. Вагина и А. Глущай "Эротическое манипулирование".

Знаменитые куртизанки

"Если бы я знала, что все так кончится, я бы повесилась". Такими были последние слова знаменитой куртизанки XVII века Нинон де Ланкло - самой очаровательной, самой страстной и самой обольстительной женщины Франции. Хотя ей ли было жаловаться на судьбу!
До последнего вздоха она сохранила все прелести своего лица и ума. Когда ей было семьдесят - из-за нее стрелялись на дуэли восемнадцатилетние поклонники. Когда ей исполнилось восемьдесят - в нее влюбился без памяти ее собственный внук. В девяносто она еще принимала у себя любовника аббата, которому было восемьдесят девять лет.

Царица куртизанок Нинон де Ланкло была истовой проповедницей свободной любви. Она никогда не торговала своим телом, деньги вообще мало что значили в ее жизни. Всесильный кардинал Ришелье, наслышанный об очаровательной красавице, послал ей в подарок 50000 франков, рассчитывая купить таким образом ее благосклонность. Нинон вернула ему деньги и отказала в близости, заявив, что она отдается, но не продается.

Она дарила себя только тем, кто приходился ей по нраву. Она сама выбирала себе любовников и была, может быть, единственной женщиной своего времени, самодеятельно распоряжавшейся своей жизнью. То, что Нинон провозглашала три века назад, теперь называется феминизмом. Она говорила так: "Еще в детстве я часто задумывалась о несправедливости судьбы, предоставившей все права мужчинам и совершенно забывшей о нас, женщинах. С тех пор я стала мужчиной!"

Мужской склад ума, мужская сила духа, мужская воля и женское очарование, женское изящество, женское обаяние - все это сочеталось в ней удивительным образом и с необыкновенной легкостью поражало ее поклонников. Но Нинон долгое время оставалась противницей законного брака, казавшегося ей непосильным бременем, и продолжала кружить головы своим любовникам.

Женщины чаще отдаются по капризу, нежели по любви, считала Нинон, и потому, когда ее каприз проходил, она легко объявляла об этом и так же легко меняла одного любовника на другого. Но делала это всегда так умело, что никто не смел упрекнуть ее в распутстве. Наоборот, все почитали ее как
великую скромницу. И это был еще один секрет шарма великой Нинон.
"Скромность везде и во всем. Без этого качества самая красивая женщина возбудит к себе презрение со стороны даже самого снисходительного мужчины", - проповедовала она. Другая ее женская хитрость состояла в том, что она умела вовремя скрыться от своего любовника, разжигая таким образом его страсть. "Любовь никогда не умирает от голода, - писала она, - но ее часто убивает пресыщенность".

Сам великий Мольер часто бывал в ее парижском домике на улице Турнелль, где она собирала вокруг себя не только обожателей, но и выдающихся людей своего времени. В числе других писателей и философов он записывал ее яркие изречения и потом вводил их в свои тексты.
В 1664 году Мольер прочитал в салоне девицы де Ланкло своего "Тартюфа". Благосклонностью Нинон недолгое время пользовался и герцог де Ларошфуко, бывший одним из ее восторженных любовников и почитателей таланта куртизанки-философа.

Блестяще образованная, Нинон де Ланкло была виколенным собеседником, умело отличавшим таланты. Ей было уже восемьдесят девять лет, когда она угадала в десятилетнем мальчике будущего знаменитого французского философа Вольтера. И не просто угадала, но еще и оставила ему по завещанию две тысячи франков на покупку книг.

Родовитые герцоги, маркизы, графы, маршалы по желанию Нинон оказывались в ее постели и по ее же желанию выдворялись оттуда. Сам "король-солнце" Людовик XIV был очарован ею и желал видеть ее при своем дворе. Но Нинон отказалась, иронично заметив, что для лицемерных речей надо иметь раздвоенный язык.

В девяносто лет Нинон де Ланкло имела лицо, свежестью и красотой соперничавшее с лицами юных девиц, В пятьдесят пять лет она родила девочку столь же совершенную по красоте, как и она сама. Крошка вскоре умерла, а ее отец, некая высокопоставленная особа, от отчаяния приказал забальзамировать маленькую фею и поставил ее у себя в кабинете под стеклянным колпаком. Может быть, действительно это была маленькая фея? Не случайно о Нинон ходил странный слух, что она заколдована каким-то волшебником.

Сама Нинон со смехом утверждала, что"к сорока годам мой возраст совершенно изгладился из моейпамяти". А о красоте говорила так: "Красота без очарования - что крючок без наживки.
"Рассказывали, что, когда Нинон была еще совсем юной, к ней в дом пришел странный старичок весь в черном. Уединившись с Нинон, он предложил ей на выбор власть, несметные богатства или вечную красоту. Нинон выбрала красоту. Старичок коснулся ее плеча золоченой палочкой и исчез. Так это было на самом деле или все это выдумки завистников - кто знает? Но красота Нинон де Ланкло, действительно, не исчезла до самой ее кончины.

Нинон де Ланкло оставила после себя ценные советы мужчинам о том, как побеждать в любви. Вот некоторые из них.

Я заметила, что с теми, кто поразил ваше сердце, вы робеете. Я заявляю вам от имени женщин: любая из нас предпочла бы несколько резкое обращение чрезмерной предупредительности. Мужчины, заблуждаясь на этот счет, упускают больше сердец, чем спасает добродетель. Чем больше робости проявляет влюбленный, тем больше наше самолюбие стремится подстегнуть его; чем больше уважения выказывает он к нашему сопротивлению, тем более высокие требования мы предъявляем к нему
самому.
Мы бы хотели сказать мужчинам: "Ах, пожалейте, не считайте нас такими уж добродетельными; вы просто вынуждаете нас устать от собственного целомудрия. Мы постоянно стремимся скрыть то
обстоятельство, что позволили любить себя. Создайте такую ситуацию, чтобы женщина могла сказать, что она сдалась, лишь уступив насилию или от неожиданности; убедите ее в том, что вы недооцениваете ее, и я поручусь, что ее сердце будет отдано вам. Чуть большая решительность с вашей стороны поможет вам обоим обрести необходимую непринужденность". Помните, что сказал Ларошфуко: "Рассудительный человек, когда он влюблен, похож на безумца, но он не может походить на идиота".

"Жизнь, письма и эпикурейская философия Нинон де Ланкло"

МИСТЕРИИ ЛУКРЕЦИИ БОРДЖИЯ

В мировой литературе и кинематографенаверняка нет женщины, которую называли бы роковой красоткой чаще, чем Лукрецию Борджиа .

Все современные эротические "ужастики" - детский лепет по сравнению с тем, какой была реальная жизнь римской куртизанки Лукреции Борджиа. Кажется, сам сатана воплотился в этой роковой женщине и явил свету полное собрание чудовищных пороков. Даже самое развратное воображение не способно было бы породить столь безумную мистерию.
Эпитафия на могиле гласила: "Здесь покоится Лукреция - дочь, жена и невестка Александра". Да-да, ошибки нет. Как говорится в рекламных роликах - "3 в одном флаконе"...

Одиозная фигура папы римского Александра VI является нам из кровавого тумана Средневековья, как дьявольское наваждение. Судьба распорядилась так, что благодаря родственным связям незначительный испанский дворянин Родриго Ленцуоли Борджиа - тщеславный, развратный, жадный - под именем Александра VI в 1492 году воссел на папский престол. Вместе с ним переехала в Рим и его любовница Роза Ваноцци - будущая мать Лукреции Борджиа.

Помимо постели их связывала тайная печать общего преступления: убийство прежней любовницы Родриго - Елены, матери Розы. Таким чудовищным образом дочь расквиталась с матерью за убийство отца: в свое время Елена из-за Родриго хладнокровно отравила своего мужа.

Роза подарила своему любовнику трех сыновей и дочь Лукрецию.

К одиннадцати годам Лукреция в совершенстве постигла науку кокетства и ловко стала заманивать в свои сети юных красавцев. Но дальше первого свидания дело не шло: таинственным образом все ее избранники оказывались пораженными насмерть ударом кинжала.
Завеса кровавых преступлений открылась неожиданно: убийцей оказался родной брат Розы - Цезарь.
Страстно влюбленный в свою сестру, он потребовал от нее взаимности и добился своего. Спустя какое-то время в ее постели оказался и другой ее брат - Франческо. От этой кровосмесительной связи с братьями Лукреция родила дочь, которую сразу же отдали на воспитание в чужие руки и вскоре забыли о ней.

После этого скандального происшествия братьев отправили учиться в разные университеты - пизанский и падуанский. А Лукреция, как истинная куртизанка, стала расточать свои греховные ласки отцу, получая взамен золото, драгоценности и пышные наряды. Шестидесятилетний Родриго старательно скрывал свою порочную связь с дочерью, дабы соблюсти внешние приличия, господствовавшие при папском дворе.

Для отвода глаз он дважды выдавал свою дочь замуж. Первого мужа Лукреция отравила сама, второй
благоразумно бежал от нее. Так в 15 лет Лукреция осталась "соломенной вдовой" с очень приличным
состоянием. К тому же она постоянно получала огромные средства от отца. Вернувшиеся в родное гнездо братья Цезарь и Франческо вынуждены были уступить отцу - такой соперник оказался им не по силам. Но сметливая Лукреция нашлась и тут, она решила на время удалиться в монастырь, где
продолжила свои свидания с обоими братьями. Она играла с огнем и получала от этого несказанное удовольствие. В конце концов ревность так поразила ум Цезаря, что в приливе ярости он убил своего старшего брата.

К тому времени Родриго Борджиа уже именовался Александром VI и восседал на папском престоле. Любимый сын Цезарь и любимая дочь Лукреция в течение одиннадцати лет фактически господствовали на престоле вместе с ним. Лукреция давала аудиенции кардиналам, принимала участие во всех
политических и церковных делах, вскрывала переписку своего отца, подписывала приказы, наказывала провинившихся и награждала фаворитов. В круг их развлечений входили балы, маскарады, пиршества, оргии с отравлениями и убийствами в виде десерта...

Дабы развлечь Лукрецию, дряхлеющий Александр однажды даже приказал привести во двор Ватикана
двух кобыл и четырех неистовых жеребцов. Зрелище удалось на славу!

Лукреция в третий раз вышла замуж и в третий раз овдовела благодаря острому кинжалу своего брата. Спустя некоторое время она родила мальчика, которого Александр признал своим сыном. Еще не достигнув двадцати двух лет, Борджиа уже четыре раза поменяла супруга. Четвертое замужество Лукреции несколько ограничило ее беспутства. Муж увез ее в свои владения, где Лукрецию окружили именитые художники, поэты, ученые, льстиво восторгавшиеся ее прелестями. Они писали ее портреты на огромных полотнах, слагали о ней поэмы, пели ей панегирики. За это Лукреция тайком награждала их своими ласками.

Вероятно, более всех был обласкан ею знаменитый поэт Средневековья Людовико Ариосто, посвятивший Лукреции целую главу в поэме "Неистовый Роланд". Начиналась она так: "Но что сказать о Лукреции Борджиа? Как цветок, который растет и поднимается на плодородной почве, так и ее красота, ее добродетель, ее счастье и высокая слава, все увеличиваясь, заставят восхищаться ею. Она еще не родилась, а между тем я уже почитаю ту, подле которой другие женщины будут, как олово в сравнении с
серебром, медь в сравнении с золотом, темный мак в сравнении с розой, бледная ива с вечнозеленым лавром и раскрашенное стекло с драгоценными каменьями..."

Лукреции было отпущено всего 39 лет земной жизни. Куда она попала после смерти - в ад или в рай, сие никому не ведомо...

Мы собрали истории девяти роковых женщин в истории мирового балета – только девяти… В реальности, их было намного больше. Кто-то спросит – почему именно эти героини? Почему не другие, и каковы были критерии отбора? Именно эти девять удивительных женских судеб показались нам наиболее интересными, манящими, «вкусными» с точки зрения сюжета.

Надеюсь, среди читателей найдутся те, с кем мы сойдемся во мнениях. А кто-то обязательно спросит, как мы могли забыть о предприимчивой возлюбленной великого князя Николая Николаевича – Екатерине Числовой? Или о красавице-немке с русским именем – Вере Зориной, прославившейся не только балетными партиями и ролями в кино, но и успешными замужествами – сначала Джордж Баланчин, потом глава Columbia Records Годдард Либерсон… И, конечно, о живом воплощении сталинского классицизма в хореографическом искусстве, о железной генеральше, прима-балерине Большого театра, о женщине благодаря которой Московское хореографическое училище получило статус Академии и новое здание на Фрунзенской – о Софьи Николаевне Головкиной. Сколько о ней ходит слухов, а сколько противоречивых мнений – одни боготворят и восхищаются, другие ненавидят и презирают. Ко вторым относилась и Майя Михайловна Плисецкая, у которой были свои справедливые счеты с тоталитарным режимом и его приверженцами. Кстати сама Плисецкая легко могла бы возглавить наш список великих роковых балерин – но ее жизнь и творчество вряд ли уместишь даже на десяти страницах.

Ида Рубинштейн (1883 – 1960)

Восточная сказка декаданса

Она не была балериной, не имела хореографического образования, не ставила под угрозу честь царских фамилий, ее мужчины не сходили с ума и не кончали жизнь самоубийством… И тем не менее, обойти Иду Рубинштейн в списке роковых танцовщиц просто невозможно. Ее внешний облик не то восточной принцессы, не то женщины-сфинкса, вся ее жизнь, полная удивительных, почти сказочных событий, – когда теряется грань между правдой и вымыслом, ее бесспорный вклад в искусство – все это дает ей законное право находиться на пьедестале среди признанных femmes fatales.

Ида Рубинштейн происходила из богатейшей еврейской семьи, рано потеряла родителей и воспитывалась у тетки в Петербурге. К услугам юной наследницы были лучшие учителя, самые модные портные и все развлечения столицы начала XX века. Блестящее образование, четыре языка в совершенстве, уникальный стиль, который превратил ее в модную икону, эксцентричное поведение, шокирующее современников. Ида во всем шла до конца – начав заниматься хореографией в 19 лет, имея спорные физические данные, она упорно работала над техникой и артистизмом. Труд всегда дает щедрые плоды – какой пленительной и неземной показалась она в «Танце семи покрывал» Михаила Фокина, облаченная в невесомые ткани, по эскизам Льва Бакста, которые слетали одна за одной, оставляя танцовщицу практически обнаженной. Через год ее приглашает в свою антрепризу Сергей Дягилев – на Русских сезонах в Париже Ида танцует на одной сцене с Анной Павловой, Вацлавом Нижинским и Тамарой Карсавиной. Рубинштейн не только не потерялась в компании признанных гениев балета, но и произвела настоящий фурор среди французской театральной публики.

Став первой исполнительницей партий Клеопатры в одноименном балете и Зобеиды в балете «Шахерезада», она навсегда обеспечила себе достойное место в истории русского и мирового балета. Образам ее героинь подражали парижские модницы, а увлечение Востоком надолго захватило французскую столицу. После успеха Русских сезонов в Россию Ида Рубинштейн больше не вернулась. У нее были собственные антрепризы, она принимала участие в постановках Мейерхольда и Санина, вместе с Брониславой Нижинской основала балетную труппу. Личная жизнь «пленительной восточной красавицы» была на удивление скромна и по сегодняшним меркам даже благочестива. Она имела армию поклонников, но ярких любовных историй всего две, или три – это как посмотреть. Несколько лет Иду Рубинштейн связывали любовные и творческие отношения с поэтом и драматургом Габриэле д’Аннунцио и художницей Ромейн Брук. Эта харизматичная троица стала в своем роде символом свободных нравов Парижа 1910-х годов. Следующей историей любви в жизни Рубинштейн оказался миллионер Уолтер Гиннес – несмотря на то, что он был связан узами брака, они были очень близки, появлялись вместе в обществе и путешествовали по всему миру. Их отношения, полные приключений и романтики, вполне достойны стать сюжетом увлекательной книги – продлились они вплоть до убийства Уолтера в 1944 году. После смерти возлюбленного Ида Рубинштейн жила скромно и тихо, бывшая дива и муза великих художников продолжала ухаживать за раненными в основанном вместе с Гиннесом госпитале, а после некоторое время работала в ООН.

Охотница на львов, отчаянная путешественница, любимая модель Бакста, Бенуа и Серова, икона стиля, современная Шахерезада тихо скончалась на юге Франции в возрасте 77 лет. На ее могиле нет ни дат, ни званий – только две буквы I.R.

Екатерина Гельцер (1876 – 1962)

Московская сага

Москвичка – до кончиков пальцев, на которых она так уверенно стояла в балетных туфельках… Екатерина Васильевна Гельцер настолько искренне любила родной город, оставалась ему верна в самые сложные годы – революционные, постреволюционные, военные, что он просто не мог не ответить взаимностью, и на десятилетия сделал выдающуюся балерину негласной хозяйкой Большого театра. Театр стал второй большой любовью артистки, навсегда увековечив имя Гельцер в истории русского балета. Хотя имя это было известно театральной публике еще до того, как маленькая Катя в первый раз оказалась у балетного станка. Ее отец – Василий Гельцер – талантливый танцовщик, педагог, режиссер балетной труппы Большого театра, один из соавторов либретто балета «Лебединое озеро». Ее дядя – Анатолий Гельцер – известный театральный художник, среди работ которого декорации к опере «Демон» и к балету «Спящая красавица». Ее мать – урожденная Екатерина Блинова происходила из просвещенной купеческой семьи, дети в которой с ранних лет приобщались к искусству. Екатерина Васильевна унаследовала лучшие качества от своих родственников – танцевальный и драматический талант от отца, тонкий художественный вкус от дяди и отличную деловую хватку от родни по материнской линии. Видимо, именно эта хватка позволит ей практически полвека оставаться некоронованной царицей Большого. А еще редкая общительность и удивительное природное обаяние – она умела расположить к себе нужных людей, умела дружить и добиваться своих целей, упорно работая, но в то же время словно играючи, умела ждать – эмоционально, но терпеливо. Это сложно осознать, но за время сценической карьеры Екатерины Гельцер в России сменилось шесть правителей (не считая Колчака), прогремело три революции, прошло пять войн – две из которых Мировые и одна Гражданская, были репрессии, голод, расстрелы, вагоны-теплушки и массовые переселения… А Екатерина Гельцер, первая балетная Народная артистка Республики, счастливо и безбедно жила до глубокой старости в прекрасном доме на Брюсовом переулке.

Дружила с Анатолием Луначарским, выступала перед народом после самозабвенных речей Ильича, поражая рабоче-крестьянского зрителя уверенными 32 фуэтэ в па-де-де из балета «Дон Кихот». Дружила с бывшим мужем и творческим соратником Василием Тихомировым, который ставил для нее спектакли – в том числе легендарный первый советский балет «Красный мак». А еще Катерине Васильевне принадлежала ценная коллекция живописи, в которую входили редкие картины, рисунки и эскизы Коровина, Левитана, Кустодиева, Сапунова…

С легкой руки и не очень легкого пера писателя Вениамина Додина (якобы двоюродного племянника балерины) появилась на свет романтическая история любви Екатерины Гельцер и Густава Карла Маннергейма – в лучших традициях любовно-детективного романа – со встречами, расставаниями, соперницами, тайным ребенком, венчанием, политическими интригами… Конкретных исторических фактов, подтверждающих историю, нет. Поэтому нам остается только читать и теряться в догадках.

Вера Каралли (1889 – 1972)

Балет, кино и тайны большой политики

Ее жизнь окутана ореолом тайны не меньше чем судьбы ее великих соотечественниц – Елены Прекрасной и Махпейкер Кесем Султан. Этническая гречанка, прима-балерина Большого театра, загадочная звезда дягилевских сезонов, блистательная русская актриса, талантливый педагог и балетмейстер – Вера Каралли. Она обладала удивительной красотой, созвучной духу времени – выразительный античный профиль, густые темные волосы и бархатные глаза, темнее и таинственней балканской ночи. Своему успеху Каралли во многом обязана экзотичной внешности и глубокому драматизму – техники и силы ей всегда чуть-чуть не доставало. Но ей прощали, ее любили – сцена, зрители, мужчины… Сам Александр Горский, который специально для Верочки адаптировал сложные техничные партии. И она блистала в постановках, составляющих «золотой фонд» балета – «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель», «Баядерка», «Тщетная предосторожность», «Раймонда»… Часами она отрабатывала так тяжело дающиеся ее физике элементы, оттачивала выразительность жестов, искала выгодные позы и ракурсы – упорства у Каралли было не меньше, чем привлекательности. Именно благодаря своей чувственной выразительности она так запомнилась современникам в миниатюре «Умирающий лебедь», некоторые даже говорили, что Каралли превзошла в этой постановке саму великую Анну Павлову.

Казалось, такая женщина была создана, для того чтобы любить и быть любимой. В 18 лет она и правда встретила человека, с которым была готова провести жизнь и даже забыть о театре – им оказался известный русский тенор Леонид Собинов. Он тоже потерял голову из-за прекрасной гречанки, но жениться не спешил. Их отношения продолжались несколько лет и резко завершились после блистательных выступлений Веры Каралли на «Русских сезонах» Дягилева в балете «Павильон Армиды». По одной из версий Собинов не смог вынести оглушительного успеха возлюбленной, в свете которого он был лишь «другом блистательной русской балерины», по другой – Вера была беременна, и Собинов заставил ее сделать аборт, после которого она больше никогда не смогла иметь детей. Как бы там ни было, после трех спектаклей Вера Каралли спешно уезжает в Москву, а Леонид Собинов через некоторое время женится на Нине Мухиной.

Вторая любовь навсегда вписала имя Веры Каралли в историю самого зловещего и загадочного политического убийства XX века. В 1915 году Вера знакомится с великим князем Дмитрием Павловичем. Молодой красавец царских кровей, спортсмен, военный, наполовину грек (по матери Александре Георгиевне, урожденной греческой принцессе). Их роман был красив, легок и романтичен – до определенного момента. Дмитрий Павлович являлся одним из организаторов высочайшего заговора, целью которого являлось убийство Григория Распутина. И по некоторым сведениям Вера Каралли была одной из двух женщин, находившихся в роковую «юсуповскую» ночь с 16 на 17 декабря 1916 года в знаменитом особняке на Мойке (второй была сводная сестра Дмитрия Павловича Марианна фон Пистолькорс). Некоторые историки также утверждают, что именно Каралли была «приманкой» для Распутина и писала ему письмо от имени тайной поклонницы. В последний факт верится смутно, так как Феликс Юсупов пользовался особым расположением скандального старца, и ему явно не нужны были письма таинственной актрисы, чтобы Распутин согласился пожаловать в гости к молодому князю. Но пригласить прекрасных верных соратниц для отвода глаз, чтобы создать атмосферу непринужденной вечеринки – это вполне вероятно. Хотя ни в воспоминаниях монархиста Владимира Пурешкевича, ни в мемуарах самого князя Феликса Юсупова нет даже малейшего упоминания о «женском следе в убийстве Распутина»… Зато он присутствует в мемуарах купца, ростовщика и афериста, личного секретаря Григория Распутина – Арона Симоновича. Кому из них верить – вопрос открытый.

Ольга Спесивцева (1895 – 1991)

Гений и безумие

В ней не было огня и деловой хватки Матильды Кшесинской, чувственности и силы воли Веры Каралли, эксцентричности и авантюризма Иды Рубинштейн… У Ольги Спесивцевой был только талант – великий, безусловный талант, в равной степени, сочетающий фантастическую, безукоризненную технику и невероятную эмоциональную глубину. А еще была неземная колдовская красота – настолько возвышенная, что она выходила за рамки плоти. Неудивительно, что вокруг имени и образа Ольги Спесивцевой витает столько тайн, легенд и домыслов. Тут есть и связь с представителем партийного аппарата и шпионская сказка, погубленные соперницы и разбитые (в прямом и переносном смысле) мужские сердца. А между тем, величайшая балерина XX века, одна из прекраснейших женщин эпохи прожила долгую трагическую жизнь, состоящую из потерь, наполненную одиночеством. Тяготы постреволюционного Петрограда, грубые реалии новой власти, проблемы со здоровьем, эмиграция, закономерно нескладывающаяся личная жизнь, отсутствие детей, друзей, разлука с семьей… Все это постепенно сказывалось на хрупкой утонченной психике Ольги Александровны. Ее записи, дневники, а позже письма к сестре Зинаиде на родину – все полны щемящей боли и холодной тоски – человеческой, женской, эмигрантской… И параллельно взрываются овациями залы Мариинского, Гранд-Опера, Ковент-Гарден; преклоняются перед талантом поэты Серебряного века и монархи. Как-то после выступления Ольги Спесивцевой в Лондоне к ней подошел король Георг V и сказал: «Вас хочется съесть, но Вы бесплотны…»

Эту бесплотность, эфемерность, божественность Ольги отмечают почти все кто был с ней знаком. Она не шла, но словно парила над землей, не просто танцевала, но жила и дышала ролью. Ее Спящая красавица, Эсмеральда, Одилия/Одетта до сих считаются эталоном исполнения, а ее Жизель давно стала легендой. Ольгой Александровной восхищались Дягилев, Лифарь, Чекетти, Вильтзак… И, конечно, Антон Долин, для которого Спесивцева была музой, идеалом, Прекрасной дамой. Позже он напишет о ней книгу с символичным названием – The Sleeping Ballerina.

У печати гениальности оказалась высокая цена – в один момент психика не выдержала, и великая русская балерина Ольга Спесивцева оказалась в американской клинике для душевнобольных, где всеми забытая она провела более 20 лет. Остаток жизни Ольги Александровны – долгий ее остаток, который длился 28 лет, прошел на Толстовской ферме – в пансионате под Нью-Йорком, основанном Александрой Львовной Толстой – где нашли свое пристанище многие представители русской эмиграции. Писать об этом очень сложно, на глаза сами собой наворачиваются слезы. И если у кого-то вдруг возникнет вопрос, почему я не говорю о романах Ольги Алекскандровны, отвечу так – в одном из писем к сестре Зинаиде Папкович, есть фраза: “… а в жизни я балерина и могут писать только о моем искусстве, и интимного обо мне писать нечего”. И хотя Ольги Спесивцевой давно нет на свете, пусть это будет некой данью уважения к ее великому таланту. Но если вам все же интересно, кого любила божественная Жизель, почитайте об этом в Интернете, а еще лучше посмотрите фильмы – документальный Майи Меркель, художественный Алексея Учителя и, конечно, блистательный символичный балет Бориса Эйфмана.

Заканчивать на печальной ноте не комильфо. Хотя может ли у этой темы в принципе быть обозримый финал? Пока живо само искусство танца, пока изящные женские ножки технично выписывают замысловатые хореографические картины на сценах, будут рождаться легенды, плестись интриги, дрожать и разбиваться храбрые мужские сердца.

Многие мужчины, да и общество в целом воспринимают женщин лишь как домохозяек, которые должны посвятить всю свою жизнь воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, в то время как сами женщины способны совершать куда более весомые поступки, которые могут изменить мир к лучшему. Конечно, глупо спорить тем, что мир принадлежит мужчинам, но женщины играют далеко не последнюю роль во всём, что в нём происходит, и сейчас мы вам это докажем.

Мария Склодовская-Кюри - физик, химик, педагог и общественный деятель. Была дважды удостоена Нобелевской премии. Вместе с мужем занималась исследованием радиоактивности и совместно с ним открыла элементы радий и полоний

Маргарет Гамильтон - ведущий инженер-программист проекта «Аполлон». На фотографии приведённой ниже, она стоит перед распечаткой кода для бортового компьютера «Аполлон», изрядную часть которого она написала сама

Катрин Швитцер - первая женщина, пробежавшая Бостонский марафон (1967). Это случилось за 5 лет до того, как женщинам официально разрешили принимать в нём участие. Представитель организаторов марафона Джок Семпл пытался силой увести её с трассы

Валентина Терешкова - советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза (1963), кандидат технических наук, профессор и 10-й космонавт мира

Малала Юсуфзай - пакистанская правозащитница, выступающая за доступность образования для женщин во всём мире. 9 октября 2012 года была тяжело ранена боевиками из террористического движения Техрик-и-Талибан Пакистан за свою правозащитную деятельность

Женщина пережившая Холокост бьёт сумочкой представителя неонацистского движения, Векше, Швеция, 13 апреля 1985

Одна из представительниц Onna-bugeisha - тип воительниц, принадлежащих японской знати, по сути являющейся женщиной-самураем (конец 1800-х годов)

Амелия Эрхарт - первая женщина-пилот, перелетевшая Атлантический океан, за что была награждена Крестом Лётных Заслуг. Она написала несколько книг-бестселлеров о своих полётах и сыграла важную роль в формировании «Девяносто девять» - организации женщин-пилотов, была избрана её первым Президентом

Женщины помогают тушить пожар во время атаки на Перл-Харбор, 1941

Роза Ли Паркс - американская общественная деятельница, зачинательница движения за права чернокожих граждан США. Конгресс США удостоил Розу эпитетом «Мать современного движения за гражданские права»

Комако Кимура - японская суфражистка выступавшая за предоставление женщинам избирательных прав, 1917 год

Элиза Зимфереску - первая женщина инженер

Анна Франк - еврейская девочка, автор знаменитого «Дневника Анны Франк» - документа, обличающего нацизм и переведенного на многие языки мира. Анна Франк и её семья считаются одними из самых известных жертв нацизма

Мод Вагнер - первая известная женщина-татуировщик в США, 1907

София Ионеску - первая в мире женщина-нейрохирург

Надя Команечи - знаменитая румынская гимнастка, пятикратная олимпийская чемпионка. Самая титулованная спортсменка Румынии в истории Олимпиад

Сарла Такрал - первая лицензированная женщина-пилот из Индии, 1936

Джейн Гудолл - посол мира ООН, ведущий приматолог, этолог и антрополог из Великобритании

Выступающая за предоставление избирательного права женщинам, протестует после "Ночи террора", 1917

Аннет Келлерман - австралийская профессиональная пловчиха, способствовавшая тому, чтобы женщинам было разрешено носить цельный купальный костюм (1907). После этого фото она была арестована за непристойное поведение

Анна Аслан - считается пионером геронтологии и гериатрии

Гертруда Кэролайн Эдерле - первая женщина, переплывшая Ла-Манш (1926)

Берта фон Зутнер - австрийский деятель международного пацифистского движения, первая женщина - лауреат Нобелевской премии мира и вторая женщина, получившая Нобелевскую премию

Роковая женщина - красавица и манипулятор. Используя красоту, ум и сексуальность, она превращает мужчину в средство для достижения своей цели. Роковая - означает определяющая судьбу. Femme fatale заставляет страдать тех, кто ее любит, меняет судьбы людей и влияет на ход истории. Нередко такая женщина сама оказывается жертвой обстоятельств или жестокого обращения.

Саломея

Прототипом роковой женщины считают Саломею. Девушка так красиво танцевала на дне рождения Ирода Антипы, что тот обещал выполнить любое ее желание. По наущению матери, Саломея попросила голову пророка Иоанна Крестителя… Сюжет, вдохновлявший многих художников и поэтов, может быть мифом. Французский историк Робер Амбрелен в книге «Иисус, или смертельная тайна тамплиеров» утверждает, что Саломея, дочь царя, не могла развлекать гостей, как вульгарная танцовщица. Более того, в 32-м году нашей эры Саломее было 37 лет. Она была замужем, имела троих сыновей. В то время Иоанн Креститель по приказу Ирода был заточен в крепости Махеронт. Его казнь могла быть политическим убийством, которое позже прикрыли историей о женском коварстве. В старинных текстах часто встречается двуличная красавица - Далила, погубившая Самсона; Юдифь, отрубившая голову Олоферну.

Елена Прекрасная

По сумме ущерба никто не сравнится с Еленой Прекрасной. Юноша Парис полюбил жену царя Менелая и помощью богини Афродиты покорил ее сердце. Прихватив царские сокровища и супругу, Парис отбыл в Трою. Царь Менелай собрал сто тысяч воинов и на тысяче кораблей пустился вдогонку по Эгейскому морю. Беспечные троянцы жену не вернули, хотя Кассандра предупреждала, что добром это не кончится. Осада Трои длилась десять лет. За эти годы Эллада потеряла многих славных героев, чары Афродиты рассеялись, Парис погиб, а Елену взял в жены его брат. Наконец, благодаря хитрости Одиссея с деревянной лошадью, Троя пала.

Неверную супругу полагалось казнить, но у храбрых воинов не поднялась на нее рука. Дальше - неясно. По одной версии, Елена с мужем вернулась домой. По другой - во избежание распрей, Аполлон превратил Елену в созвездие. Есть и третий финал. Подруга Елены Поликсо, потерявшая мужа на войне, подослала к ней убийц. Геродот писал, что на месте гибели Елены возвели храм, и некрасивые девушки, принеся жертву, обретали дар красоты. В «Илиаде» много мифологии и божественного вмешательства, но Троянская война - факт исторический. Город был разрушен в 13-м веке до нашей эры, спустя три тысячи лет его развалины обнаружил немецкий археолог Генрих Шлиман.

Клеопатра VII (69 г. до н.э - 30 г. до н.э.)

Клеопатра VII стала царицей Египта в 17 лет. Острый ум, энциклопедические знания и твердый характер пригодились ей в борьбе за престол. Клеопатра обратилась за помощью к римлянам и стала любовницей Юлия Цезаря, который помог ей захватить трон. По ее приказу были убиты ее брат Птолемей и сестра Арсиноя, что уж говорить о простых смертных. Времена были мрачные. Например, сводная сестра Клеопатры Береника на третий день после свадьбы приказала задушить своего мужа, потому что хам и грубиян, хотя и царского рода. После смерти Цезаря Клеопатра стала любовницей полководца Марка Антония. Сам Антоний и римские историки оставили нехорошие отзывы о Клеопатре: развратничала, содержала гарем юношей, лишала жизни за ночь любви. Историю, как известно, пишут победители.

Клеопатра была мудрой и дальновидной правительницей. Вот как отзывался о ней Плутарх: «…облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу… чаще всего сама беседовала с чужеземцами - эфиопами, троглодитами, евреями, арабами, сирийцами, мидийцами, парфянами… она изучила и многие языки, тогда как цари, правившие до нее, не знали даже египетского». После поражения Антония Египет стал римской провинцией. Правление Клеопатры - ее дар стратега и политика - отсрочило эту участь на 20 лет. Царица приняла яд, чтобы избежать позора и не участвовать в триумфальном шествии победителя.

Лу Саломе (1861 - 1937)

Луиза Густавовна Саломе - писательница, философ, врач-психотерапевт. Женщина, оставившая след в жизни Ницше, Фрейда и Рильке. В 20 лет шокировала светские салоны тесной дружбой с философами Паулем Рее и Фридрихом Ницше. Оба были влюблены, делали Лу предложение, но получили отказ - ее привлекала духовная близость и интеллектуальные беседы. Ни Рее, ни Ницше так никогда и не женились. Ницше называл Лу сверхженщиной и использовал ее черты в Заратустре - человеке с независимым сознанием и свободной волей. Лу позже вышла замуж за профессора с «экзотической харизмой», с тем же условием - никакого секса. Фридрих Карл Андреас стал самым загадочным мужем в истории, прожив 43 года в платоническом браке. В 30 лет у Лу приключилась любовная связь, но была она недолгой. Луиза всегда первой бросала мужчин. Потом любовником и другом стал молодой поэт Райнер Рильке, во многом обязанный ей своим творческим становлением. Всю жизнь она исследовала отношения между мужчиной и женщиной, но разделяла любовь и секс.

В 50 лет Лу Саломе знакомится на конгрессе психоаналитиков с Зигмундом Фрейдом. Становится его ученицей и ближайшим другом. Ее книга «Эротика» была европейским бестселлером. Переписка с Фрейдом насчитывала более 200 писем. Однажды дочь Фрейда призналась Луизе, что отец очень боится смерти. Лу по собственному опыту знала: страх смерти прячется за страхом любви. Другая женщина из России, Сабина Шпильрейн, бывшая пациентка и любовница Юнга, высказала мысль, что человеком управляет не только сексуальное влечение, но и страсть к уничтожению жизни. Много лет спустя идею о любви и смерти как равновеликих силах человеческой природы Зигмунд Фрейд положил в основу последней версии своего учения. Лу Саломе считала, что мужчина и женщина - принципиально разные существа. Мужчина направлен на внешний мир, ищет удовлетворения в любви, женщина - мир внутренний - вообще не существует вне любви. Мужчине нужен социальный успех, а женщине - самораскрытие. Незадолго до смерти Лу писала: «Какие бы боль и страдания ни приносила жизнь, мы все равно должны ее приветствовать. Солнце и Луна, день и ночь, мрак и свет, любовь и смерть - человек всегда между ними. Кто боится страданий, тот боится и радости».

Мария Тарновская (1877 - 1949)

Сто лет назад украинская графиня Мария Тарновская была известнее, чем Мата Хари. Судебный процесс «Коза руссо» в Венеции собрал сотни журналистов со всего мира. Аристократка, потомок древних родов О’Рурк и Стюартов обвинялась в организации убийства и доведении до самоубийства 14 человек. Мария в 17 лет вышла замуж за самого модного жениха Киева. От скуки развратила его младшего брата, юноша повесился. Ее любовники бросали жен и детей, отдавали ей деньги, стрелялись на дуэли с ее мужем. Когда у любовника заканчивались средства (Мария жила, ни в чем не зная отказа), она предлагала застраховать жизнь в ее пользу и застрелиться. Среди ее жертв - граф Павел Голенищев-Кутузов-Толстой, польский шляхтич Стефан Боржевский, немецкий барон Владимир Шталь, дворянин, присяжный поверенный Донат Прилуков, граф Комаровский…

Вот что пишет Лев Лурье в книге «Хищницы»: «Несомненный успех Тарновской у мужчин, несомненно, был связан с тогдашним викторианским отношением к сексу. Жены и вообще замужние «дамы общества» - существа воздушные, как бы бесполые. Между браком и эротикой не было никакой связи… Мария Тарновская - графиня, дама света, в чьих жилах текла кровь Марии Стюарт - тип в тогдашней России невиданный: развратная, сама выбирающая мужчину, не склонная к лирике. Она ошеломляла». Ее портреты печатались на первых полосах газет, ей посвящали стихи, писали пьесы, но настоящий успех пришел, когда Анни Виванти на основе интервью с Тарновской написала роман «Цирцея». В 1917 по нему сняли фильм, в 1970 - сериал. Спустя пять лет 38-летняя Тарновская вышла из заключения. Влюбленный американский офицер перевез ее Аргентину, где она вышла замуж за французского графа, держала магазин тканей, умерла в Санта-Фе в возрасте 72 лет.

Мата Хари (1876 - 1917)

Маргарета Гертруда Зелле не отличалась особыми талантами, но была склонна к мистификациям, умела обнажаться на публике и обучалась индонезийским танцам. В 28 лет, оставшись без средств и без мужа, решила попытать счастья в Париже. Танцовщица восточного стиля выступала под псевдонимом Мата Хари - Око дня. Мата Хари была первой женщиной, раздевшейся на сцене. В начале века европейцы увлекались восточными практиками, эротикой, сексуальностью. Одно время Мата Хари была самой высокооплачиваемой танцовщицей в мире. Сексапильная и раскованная женщина состояла в связи с военными и политиками.

Оставаясь голландской подданной, Мата Хари во время Первой мировой войны свободно ездила по Европе. Первыми ее завербовали немцы, а когда французская контрразведка ее рассекретила, шпионка предложила Франции свои услуги. Во время первой же миссии ее сообщение перехватили. Не исключено, что немецкая сторона решила избавиться от двойного агента. Судили Маргарету Зелле в Париже. С редким достоинством и бесстрашием встретила куртизанка свою смерть. Материалы дела все еще засекречены, и пока нет возможности оценить реальный вред от ее шпионской деятельности. Возможно, казнь позволила высоким военным чинам скрыть свою связь с танцовщицей. Вот слова известного контрразведчика Орпеста Пинто: «Если бы ее не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней». Но Мата Хари вошла в историю как экзотическая танцовщица и основательница секс-шпионажа.

Александра Коллонтай (1872 -1952)

Светская красавица и революционерка, выдающийся оратор, первая в истории женщина-министр. «Валькирия революции» оставила за собой шлейф разбитых сердец и судеб. Она отвергала мужчину, и он стрелялся. Против воли родителей вышла замуж, в браке заскучала и увлеклась марксизмом. Связи ее были многочисленными, но в первую очередь мужчины увлекали ее идеями. Во время февральской революции познакомилась с матросом Павлом Дыбенко. «Мы молоды, пока нас любят», - говорила Коллонтай. Полуграмотный богатырь и дворянка (старше мужа на 17 лет) заключили первый советский брак (свидетельство №1). Оба стали наркомами: он - по морским делам, она - государственного призрения. Когда Коллонтай понадобилось помещение для Дома инвалидов, она приказала штурмовать Александро-Невскую лавру, окруженную тысячами прихожан. Церковь предала ее анафеме, Коллонтай предложила отменить церковный брак и написала декрет о разводах. Позже Дыбенко завел интрижку, Коллонтай его бросила, и он стрелялся.

После разрыва с Дыбенко Коллонтай попросила Сталина направить ее за границу. Почти 15 лет была послом в Норвегии, Швеции и Мексике. За границей к ней вернулась любовь к высшему обществу, шикарным нарядам, изысканной еде и комфорту - всему, против чего она боролась на родине. В 1945 Александра Коллонтай была единственным выжившим членом президиума Петроградского Совета. «В свободном обществе удовлетворить половую потребность будет так же просто, как выпить стакан воды», - ее слова. В статье «Новая женщина» (1913) она провозгласила победу над эмоциями, отказ от ревности и открытую сексуальность как черты прогрессивной женщины. Теоретик свободой любви, считается родоначальницей феминистского движения.