Евстафий (Жаков). Иеромонах Евстафий (Жаков): чувство, что Сталин отец народов, - не покидало меня всю жизнь Интервью брал И.Пыхалов

Общественная позиция

Игумен Евстафий выставил в храме икону с изображением встречи блаженной Матроны со Сталиным.

Как общественный деятель выступает в защиту Верховного Главнокомандующего СССР И.В. Сталина.

В 2009 году выступил с обращением к президенту России Дмитрию Медведеву, в котором, в частности, заявил: «Кидающий камнем в Сталина, неминуемо попадет в великую историю нашей страны» . В тексте обращения игумен подчеркивает: «Вы – президент страны, которая победила фашизм под водительством Сталина...» .

Выступает организатором благотворительных концертов в Петербурге, проходивших во дворце Белосельских-Белозерских, а также в петербургском Доме Архитектора . В программе концертов – духовные песнопения в исполнении церковного хора, а также романсы Александра Вертинского, Леонида Утесова и других классиков жанра в исполнении самого отца Евстафия и певицы Юлии Полянской. Вырученные деньги направляются на восстановление храма.

С большим уважением относится к творчеству Вертинского. "Вертинский – моя боль", – говорит отец Евстафий. По словам Евстафия, еще в 1950-е годы он посетил один из последних концертов Вертинского в СССР, и он был очарован его творчеством и личностью. На концерте в доме архитекторов игумен под аккомпанемент фортепьяно исполнил романсы из репертуара Александра Вертинского. Среди популярных песен прозвучала и композиция о Сталине под названием «Он».

В одном из интервью отец Евстафий сказал: "Я больше верю двум Патриархам – Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определённо: Сталин был верующим человеком. Во всяком случае, я гораздо больше доверяю им, чем всем этим либералам и демократам".

В Петербурге есть необычный батюшка. Отец Евстафий служит настоятелем храма Рождества Святого Иоанна Предтечи в крепости “Орешек” в Шлиссельбурге. Среди его прихожанок - “ночные бабочки”, решившие покончить с прошлой жизнью.

Началось все со случайности. С одной из “блудных дочерей” святой отец познакомился на улице. Она остановила его автомобиль и спросила, не хочет ли тот развлечься.

Евстафий посадил девушку к себе, дал ей денег, стал расспрашивать… Постепенно он понял, что эта жрица любви вышла на панель не от хорошей жизни. И предложил ей помочь. Девушка сначала засмущалась, поняв, что ее собеседник — поп. Но потом сказала, что хотела бы изменить свою жизнь. Так отец Евстафий стал помогать “ночным бабочкам” встать на путь истинный.

“Евгений Онегин” и 7 тысяч рублей

Процесс исправления протекает примерно так: для начала отец Евстафий дает девушке еженедельную сумму на расходы — 5-7 тысяч рублей (180 — 250 долл. США), дабы ей не надо было ходить на панель. Чтобы прихожанка не только могла купить себе еды, но и прилично одеться. Потом батюшка старается … вывести ее в свет и привить хороший вкус.

— Все это очень важно, ведь иначе девушка, которая считает себя падшей, не сможет поднять самооценку. А когда она понимает, что с ней общаются с уважением, как с человеком, то появляется надежда на лучшую жизнь, — объяснил святой отец.

Он водил своих подопечных в арт-кафе, на выставки, в музеи и даже в оперу. Правда, последняя нравилась не всем. Одна из “учениц” заснула прямо посередине “Евгения Онегина”. К финалу батюшка еле ее растолкал.

После того как “падшая” постепенно обретала веру в себя, отец Евстафий искал знакомых в колледже или институте, чтобы устроить девушку учиться. Удивительно, но все его подопечные оказывались способными, ни одна не бросила заведение, в которое поступила.

— Надо искать для них такие цели, чтобы они не чувствовали себя “тварью”. Главное, чтобы они все время были заняты делом и верили, что навыки пригодятся им в новой жизни, — считает священник.

Параллельно девушки должны регулярно появляться в церкви — причащаться и исповедоваться… Сейчас “на счету” у святого отца уже семь спасенных. Первый успех в исправлении грешницы был в 1996 году.

“Они — мученицы”

К слову, на перевоспитание батюшка тратит “божьи деньги” — то есть часть пожертвований. Он готов во многом отказывать себе, но на девушек средств не жалеет. На вопрос, достойны ли его подопечные такой заботы и не пошел ли кто-то из дам на панель в поисках красивой и легкой жизни, святой отец гневно говорит:

— Они мученицы! О какой красивой жизни можно говорить, если девушку насилуют, бьют, выгоняют в одной сорочке на мороз и пытаются заставить совокупляться с собакой?!

Действительно, когда отец Евстафий рассказывает жизненные истории бывших “ночных бабочек”, становится страшно. Яна, к примеру, жила в приличной семье, у отца — высшее образование. Но постепенно он начал пить и бить жену из ревности: та была очень красивой. Мама Яны в отместку тоже стала пить и гулять, ее находили в притонах и подвалах. А умерла женщина прямо в магазине, куда пошла за бутылкой пива.

Денег на похороны не было. И Яна решила, что заработать она может только одним способом — продав свое тело. Ну кто даст девчушке такую сумму за что-то другое? За несколько дней на скромные похороны денег она наскребла. (Потом эту могилу прихожанка показывала отцу Евстафию.) Ну а дальше Яна и не собиралась заниматься проституцией. Да только родной отец стал требовать на бутылку. И ей пришлось осваивать ремесло, чтобы не выгнал из дома …

У Кати мать тоже алкоголичка. Запила после того, как ее бросил муж. Работать не хотела. Как только дочка подросла, стала склонять ее к проституции. Та категорически отказывалась. В один прекрасный день мать привела чужого мужика и сказала: “Ставь бутылку, моя дочь невинна, отдам тебе! “

Услышав такое, Катя убежала на улицу в чем была — в легкой сорочке и босиком. Ее догнали, долго били, но девочка-подросток так и не пошла домой. Мимо ехала машина, увидела странную фигуру, остановилась. Девчонка объяснила мужчине, в чем ее проблемы. Тот купил матери водки, а Катю увез с собой. Так началась ее “взрослая” жизнь, в конце концов приведшая к той же панели.

Кате отец Евстафий помог купить комнату. Потом она продала ее, поднакопила денег и переехала в квартиру в Гатчине. Сейчас девушка работает в магазине, вышла замуж.

Еще одну девушку, Софью, батюшка устроил в Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. После окончания вуза она удачно вышла замуж и родила сына. Супруг ничего не знает о ее прошлом. Наверное, и не узнает никогда.

Педагогические просчеты

А вот Яна — единственный неудачный опыт святого отца. Она так и не сошла с “кривой дорожки”. Целый год морочила Евстафию голову, рассказывая сказки о том, как учится на курсах стилистов. Но в конце концов призналась: деньги она исправно брала, а панель так и не бросила.

— Мне нравится так жить, — категорически заявила Яна и исчезла навсегда.

Была и еще одна заблудшая душа, которую батюшка не смог спасти. Не проститутка, а наркоманка. Лиля выросла в хорошей семье, но связалась с дурной компанией. К тому моменту, когда ей встретился отец Евстафий, родные девушку ненавидели. Церковь протянула падшей руку помощи. Батюшка помог снять комнату, купил ноутбук, взяв с девушки обещание, что она будет помогать ему с бумажной работой и популяризировать храм в Интернете.

Та горячо обещала делать все и бросить принимать дурманящие вещества. Но в итоге продала компьютер, уехала в родной городок, где организовала притон. Сейчас она сидит в тюрьме за распространение наркотиков.

В ответ на вопрос, не разочаровался ли он после этих случаев в своей миссии, отец Евстафий лишь улыбнулся.

— Я одинокий человек, и общение с девушками в чем-то заменяет мне семью. Меня греет то, что я кому-то нужен. Я не эгоист и не трачу божескую копеечку на курорты и “Мерседесы”. Это источник моей не очень хорошей гордости. На страшном суде я скажу: у меня много грехов, но этих семерых я спас. А их души чего-то да стоят!

“Красоту спасу для мира”

А еще святой отец попросил не относиться к проституткам свысока. Ведь даже самых отчаянных блудниц, Марию Египетскую и Таисию, господь помиловал. Если не помочь нашим современным жрицам любви, они быстро погибнут.

— Самое страшное, что эти девушки чувствуют обреченность и безвыходность, а потому сжигают свою жизнь. Но в них такая смесь жертвования, безысходности и материнства… Я их уважаю за то, что они терпят и надеются. И пусть мечты каждой о лучшей жизни сбудутся.

Как правило, из бывших “ночных бабочек” получаются хорошие жены. Ведь насмотревшись всякого, эти женщины начинают ценить своих близких, уважительное к себе отношение, дом и дитя, которого Бог иногда дает вопреки предсказаниям врачей.

Правда, о прошлом они вспоминать не любят. А потому отцу Евстафию звонят редко. Только иногда поздравляют с церковными праздниками и Новым годом. О том, кто из бывших воспитанниц как живет, батюшка узнает случайно, от других прихожан. Но он мудро на девушек не обижается.

— И правильно, что они стараются забыть тот кошмар, в котором жили. Зачем вспоминать? Это пройденный этап. Девушки начали с чистого листа, у них теперь все иначе. А я невольно навожу на мысли о прошлом, поэтому и стараюсь держаться в сторонке.

…Уходя, я все же спросила, почему он этим занимается и в чем видит свою миссию, вытягивая из трясины “падших ангелов”. Ответ был неожиданным. Отец Евстафий сказал, что все его “ученицы” безумно красивы. И спасает он не только их души. Он спасает и красоту, которая дана этим женщинам Богом и должна радовать мир. Ведь получилось так, что у путан красота замарана грязью. Очищая эту грязь, батюшка возвращает миру красоту.

Наталья Черных (фото Замир Усманов, Кирилл Искольдский)

Особа:898855

Generation of a large tree takes a lot of resources of our web server. Anonymous users can only see 7 generations of ancestors and 7 - of descendants on the full tree to decrease server loading by search engines. If you wish to see a full tree without registration, add text ?showfulltree=yes directly to the end of URL of this page. Please, don"t use direct link to a full tree anywhere else.

1 1/1 ♂ Михаил Михайлович Евстафий Жаков [Жаковы ]

псевдоним: Игумен Евстафий; П.: врач, философ; настоятель храма Св. Ольги; Орг.: Храм Св. равноапостольной княгини Ольги в Михайловке (г. СПб); АОрг.: 198206, г. СПб, Петергофское ш., д. 106; АДом.: 190008, г. СПб, ул. Садовая, д. 117, кв. 27; Р.: 06.04.1941, г. Иваново; Род.: Михаил Павлович, Елена Болеславовна; ЗП.: О.Е. Ардашева - бабушка по отц. лин. - двоюр. сестра В.И. Ленина, Володко Болеслав Казимирович - родственник по матер. лин. - один из организаторов восстания в Польше 1863 г. ; О.: 1964 - Ивановский мед. ин-т, врач; 1970 - Ивановский пед. ин-т, аспирант., канд. филос. н.; К.: с 1964 - врач скорой помощи участка Леспромхоза, (ок. 20 лет);, Ивановский хим.-технол. ин-т, доц. каф., преп. филос. (ок. 4 лет); 1974 - как чел., посещ. церковь, искл. из партии и уволили с работы на каф.; по благословению Преподобного Леонтия Ивановского стал священником РПЦ; с 2000 - церковь Св. Ольги; ОД.: восстановление 3 храма: Серафима Саровского г. Пудож (Карелия), Рождества Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, Св. Петра и Павла в Знаменке под Петергофом; Пб.: 8 ст. в журн. по философии; У.: игра на пианино, классич. музыка; Яз.: англ.;

Во времена «расцвета» советского государства преследованиям со стороны правоохранительных органов подвергся еще один, правда далекий, родственник В. И. Ленина. В 1976 году в их поле зрения попал некто Михаил Жаков, ассистент кафедры гинекологии Ивановского государственного медицинского института. Происходил он из старой интеллигентной семьи. Его отец, Михаил Павлович Жаков, долгие годы заведовал кафедрой челюстно-лицевой хирургии в том же институте. Молодой, талантливый, всегда при деньгах, Михаил-младший пользовался успехом у женщин и отвечал им взаимностью. Но такой образ жизни, не свойственный «честному советскому труженику многих раздражал. Правоохранительные органы нашли повод для обыска на квартире Жакова. Прибывшая на место следственная группа была поражена увиденным – квартира напоминала музей. Ведь даже большей страстью, чем женщины, для Михаила было коллекционирование предметов старины. Во время обыска была найдена огромная красная папка с золотым тиснением. Документы, находившиеся в ней, потрясли сыщиков даже больше, чем богатый интерьер. Несколько листов, заверенных самыми авторитетными печатями, свидетельствовали, что Михаил Михайлович Жаков по линии Бланков является потомком Владимира Ильича Ульянова-Ленина. С подобной ситуацией в милиции еще не сталкивались и что делать, естественно, не знали. Обыск немедленно прекратили и отправились к начальству за дальнейшими распоряжениями.

Оказалось, что все родственники Ленина тщательно зарегистрированы, так как являются носителями золотой части генофонда Советского Союза. Самые «удобные для власти» были этой властью обласканы и жили в свое удовольствие – питались из спецраспределителей, отдыхали в лучших домах отдыха и санаториях ЦК. С теми же, кто по какой-либо причине был власти неудобен, она особенно не церемонилась. Как, например, с Михаилом Жаковым. Даже родство с Лениным не спасло его от преследования, суда и ссылки. Для Жакова никак не могли найти подходящую статью в криминальном кодексе. Наконец удалось зацепиться за старинную икону. Когда-то она висела на стене разрушенной и превращенной в колхозный склад церкви. Жаков, договорившись с председателем колхоза, выкупил ее. О факте купли-продажи свидетельствовала квитанция, которая стала позже единственным вещественным доказательством. Следователь повернул все таким образом, что Михаил вступил в преступный сговор с председателем колхоза с целью хищения социалистической собственности. За такое могли дать 5 лет с конфискацией. Но следователь «сжалился» над Жаковым и предложил только два года высылки в обмен на безвозмездную передачу всей антикварной коллекции Ивановскому краеведческому музею. В Сибири Михаил Жаков не сломался, а суровые условия помогли ему осознать свое новое предназначение – лечить не тела, а души людские. Сейчас человек, бывший в миру подающим надежды доктором, служит настоятелем монастыря в одной из северных областей России. Видимо, икона та была знамением свыше.

ВЗГЛЯД

«НАДЛЕЖИТ БЫТЬ И РАЗНОМЫСЛИЯМ...»

Перед вами статья писателя Николая Коняева в защиту петербургского игумена Евстафия (Жакова) в связи с прокатившейся в СМИ кампанией по обвинению батюшки в «сталинизме». Если говорить об отношении к Сталину, то у нашей редакции оно скорее негативное. Трудно не уважать сделанного Верховным главнокомандующим для великой Победы. Но как перейти реки крови, страдания людей, которые нас разделяют? Быть может, тут у отца Евстафия иной взгляд. Но при всех несогласиях нужно сознавать, что среди нас, православных, сегодня столько мнений по любому вопросу, что не научаясь терпеть друг друга, мы погубим Церковь. «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные», – завещал нам апостол Павел. То есть спорить нам можно, а иногда и нужно, но забывать о братстве – нет. Судить друг друга – тоже нет. Независимо от убеждений мы должны защищать друг друга от травли, а не подыгрывать ей. Слишком многие «внешние» только и ищут повода нанести ущерб Церкви. Между собой же нам следует разбираться в духе истины и любви.

Когда лет тридцать назад я читал в «Соборянах» Н. С. Лескова о мучениях, которым подвергли протоиерея Савелия Туберозова благодаря проискам либерала-нигилиста Термосесова, щемило сердце. Вот уже умерла, надорвавшись на непосильной работе, смиренная протопопица Наталья Николаевна, уже давно посадили в острог негодяя Термосесова, а оболганный им протопоп всё пребывал в запрещении…

Ещё страшнее этой несправедливой расправы было то, что правящий архиерей прекрасно знал о невиновности Туберозова и, как говорил дьякон Ахилла, предал его «сему терзанию только для одной политики, чтобы не противоречить за чиновников светской власти»…

И, отрываясь от пропитанной глухой жестокостью русской жизни книги Н. С. Лескова, думалось – это было в конце семидесятых годов XIX века! Тогда и в голову не могло прийти, что и мне самому предстоит стать участником схожих событий...

«...Его Преосвященство призывал меня к себе и, одобряя моё слово вообще, в частности же указал, дабы в проповедях прямого отношения к жизни делать опасался, особливо же насчёт чиновников, ибо от них-де чем дальше, тем и освященнее».

Н. С. Лесков. «Соборяне»

Я познакомился с отцом Евстафием (Жаковым) в 1996 году в Старой Ладоге, где он восстанавливал храм Иоанна Предтечи на знаменитой Малышевой горе над Волховом.

На моих глазах храм возрождался из мерзости запустения, но всё равно, когда смотришь на давние фотографии, трудно поверить, что храм поднимался из тех руин.

В Старой Ладоге приходилось заниматься не только ремонтом. Однажды летним вечером, когда уже закончилась по-монастырски неспешная служба и отец Евстафий собирался идти закрывать двери, в храм вбежала пьяная, сильно избитая тринадцатилетняя девочка…

– Господи! – закричала она, рухнув на каменный пол. – Божья Матерь! Помогите мне!

Потом выяснилось, что девочка с трудом вырвалась из сараев на берегу Волхова, куда её затащили взрослые рыбаки и попытались изнасиловать.

С того самого вечера, занимаясь строительством и ремонтом, совершая богослужения и разыскивая благотворителей, начал создавать отец Евстафий свой «детский приход».

Он вытаскивал из подвалов заброшенных родителями староладожских детей, принимал к себе «на работу», приучал к церкви...

– Не важно, как человек приходит в церковь. Пусть дети приходят, чтобы заработать здесь что-то, – говорил он. – Ребёнок всё равно изменится в церкви. И обязательно к лучшему.

Далеко не всем прихожанам нравилось это.

– Чего ходить-то сюда деньги зарабатывать, – возмущалась одна из работающих в церкви женщин, когда я поинтересовался её отношением к «детскому приходу». – Не, не дело это у батюшки затеяно... Мыслимо ли, робят собирать... Милиция на это есть...

Отец Евстафий не слушал этих «мудрых» советов. И если чудо – возрождение храма в нищем приходе, то создание детского прихода храма Рождества Иоанна Предтечи – двойное чудо.

Очень скоро детей здесь стало больше, чем взрослых. И не только на службе. Когда завершалась литургия, дети не уходили домой, а собирались в трапезной. Усаживались за длинные столы. Помню, мы тогда попросили детей написать о том, что связывает каждого с этой церковью.

Набралась целая кипа исписанных детскими каракулями листочков…

«Я пришла в 1994 году в староладожский храм Иоанна Предтечи. Отец Евстафий иногда, когда у нас чего-нибудь нет, например понравилось платье, – купит. Порвались сапоги – думает над этим вопросом. Нету куртки или шапки – всё думает. От такой доброты и заботы тянет в храм, как магнитная волна. Но на самом деле нас всех тянет ближе к Богу...»

«Меня зовут Аня. Мне 12 лет. Я выполняю послушание в храме Иоанна Предтечи. Я уже достигла чина младшей псаломщицы. Только в этом храме я поняла, что такое настоящая церковная семья. Наши братья Артемий и Виталий и одиннадцать сестёр. Наш регент Тамара Владиславовна стала нам мамой. Вот и всё. Я бы хотела, чтобы прибавилось братьев и сестёр. И чтобы сделали высокий клирос».

«Меня зовут Ксения, мне 13 лет. Когда я пришла в храм Иоанна Предтечи, я не знала, как молиться и даже креститься не умела. Я узнала отца Евстафия. Мне нравится ходить в храм на службу. Я завела здесь хороших друзей. А вообще лучше храма и веры в Бога нету ничего лучше».

Старую Ладогу, когда храм был окончательно восстановлен, отцу Евстафию пришлось покинуть. Услышав, что он покидает их, все дети в храме заплакали...

Самому иеромонаху Евстафию, прибывшему к новому месту службы, было не до слёз – храм Равноапостольной княгини Ольги в усадьбе Михайловка под Стрельной являл собою тонущие в грудах мусора развалины.

После войны здесь размещалась птицефабрика, потом делались попытки перестроить церковь под спортивную базу… Переустройства и перестройки кончились тем, что своды алтаря обрушились, кровля галереи оказалась содранной, каменный пол обвалился…

Поднять без помощи государства этот ГИОПовский памятник архитектуры было нереально. Не приходилось рассчитывать и на материальную помощь епархии…

Тем не менее отец Евстафий поставил посреди руин крест, как он делал это и раньше в трёх восстановленных им церквях, и в храме Равноапостольной княгини Ольги начались церковные службы. Помню, мела позёмка по полу храма, у стен, поблёскивающих разводами льда, надувало сугробы снега, и особенно проникновенно посреди руин звучали слова проповеди: «Пилат спросил у Христа: “Что есть истина?” – и Спаситель не ответил ему, потому что Он Сам и был ответом на этот вопрос. Господь Сам – Истина, Сам Путь, явленный нам во всей полноте»…

И случилось чудо. Поднялся из руин храм. Смотришь сейчас на восстановленный храм и думаешь: что же тогда восстановление храма, если не постижение истины? По этому пути уходила Россия сама от себя, по этому пути она возвращается к себе...

«Губернатор, яко немец, соблюдая амбицию своего Лютера, русского попа к себе не допустил, отрядил меня для собеседования о сём к правителю. Сей же правитель, поляк, напустился на меня с криком и рыканием».

Н. С. Лесков. «Соборяне»

Завершение восстановления храма Равноапостольной Ольги в Михайловке совпало с превращением Санкт-Петербургского шоссе в петербургский аналог Рублёвки. Константиновский дворец, превращённый в президентскую резиденцию, элитные загородные дома, великолепный гольф-клуб… чего только не появилось здесь. Ну а дворцово-парковый ансамбль «Михайловская дача» передали под Высшую школу менеджмента (ВШМ) Санкт-Петербургского государственного университета.

Как сообщили газеты, «с учётом поставленной перед Высшей школой менеджмента СПбГУ стратегической цели выхода на лидирующие позиции в мировой системе бизнес-образования, загородный кампус ВШМ должен быть одним из лучших в мире; в нём будут использованы все возможности современного технического оснащения».

Чтобы «обеспечить интернациональную среду подготовки менеджеров для успешной конкуренции в современной глобальной экономике», решили, что не менее 30% студентов и преподавателей ВШМ будут составлять иностранные граждане.

Само по себе создание Высшей школы менеджмента, сколь бы амбициозным не выглядел замысел, никаких опасений у прихожан храма Равноапостольной Ольги не вызвало. Ещё в 2000 году Комитет по управлению городским имуществом передал восстанавливаемую церковь Святой княгини Ольги по договору безвозмездного пользования Санкт-Петербургской епархии.

Как раз в это время началось устройство в подвальном помещении храма во имя святого мученика Юрия Новицкого, работавшего до 1922 года профессором уголовного права в Петроградском университете…

«Я родился и вырос в семье профессора, доктора медицинских наук Михаила Павловича Жакова, – рассказывал о замысле этого храма игумен Евстафий. – Профессора Ивановского медицинского института часто бывали у нас в гостях, и я вместе с родителями бывал в их домах, но я не припомню ни единого случая, чтобы кто-нибудь говорил о Боге, разве что с сарказмом... С детства осталось у меня общее впечатление о профессорском корпусе – как далеки они от православия, от Церкви, от веры в Бога и, скорее, враждебны всему этому. И вот я узнал, что профессор кафедры уголовного права Петроградского университета, работавший на юридическом факультете того уже университета (где позже учились В. В. Путин и Д. А. Медведев) Юрий Петрович Новицкий был расстрелян вместе с митрополитом Вениамином (Казанским) и иже с ними – причислен к лику святых!

Я был потрясён этим фактом, столь нетипичным и даже противным интеллигенции России, которая только и знала, что раскачивала устои великого государства и с любопытством наблюдала, что же из этого выйдет. Пытаясь оплёвывать Церковь, религию и Господа, эти господа интеллигенты, развращённые сами антиправославием, цинично развращали студентов, сея семена зла.

Святой профессор! И сразу же возникло чувство величия святого мученика Юрия, который разорвал узы высокоинтеллектуального зазнайства – и оказался в числе четырёх святых новомучеников. И всеми нами – клириками и членами приходского совета храма Святой Ольги – овладела настоятельная мысль: основать храм во имя святого мученика Юрия Новицкого и служить в нём во утверждение новой интеллигенции, которой имя Божие душевно близко. Это чувство укрепилось после того, как храм Святой Ольги стал частью СПб университета, находясь на землях Михайловской дачи, переданной университету для размещения там Высшей школы менеджмента. Мы были воодушевлены этим, видя особый знак божественный – храм Св. Ольги возвращает университету своего профессора в имени его храма, в божественных службах во имя его, профессора университета, но уже святого профессора».

Увы... Воодушевление это быстро рассеялось.

Когда депутация прихожан пришла на приём к руководству СПб университета, их встретил очень интеллигентный, безупречно вежливый человек с безразличным взглядом.

«Мы успокоили его, – рассказывает игумен Евстафий, – говоря, что денег мы не просим, но хотим, чтобы корпорация профессоров и преподавателей просто возрадовалась, что их коллега теперь вернулся к ним – храмом во имя святого мученика Юрия. Высокая эрудиция нашего собеседника помешала ему понять всё значение этого события. Напротив, заботясь о “бабушках”, наш собеседник говорил нам, что вопросы строительства и создания школы менеджмента настолько сложны, что храм просто будет мешать строителям, и всё труднее и труднее будет устраивать дорогу к храму».

Скоро «заботы» руководства университета о верующих старушках приняли и конкретное документальное выражение. На имя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира поступило письмо за подписью ректора университета Л. А. Вербицкой:

«От 12. 12. 07. № р – 61

Глубокоуважаемый Владыка!

В рамках реализации Приоритетного национального проекта “Образование”, инициированного Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 576-р на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета создана Высшая школа менеджмента. Принято решение о размещении Высшей школы менеджмента на территории и в зданиях дворцово-паркового ансамбля “Михайловская дача”... В июле 2006 года весь комплекс зданий и сооружений был передан Санкт-Петербургскому государственному университету. Целью проекта является создание российской школы бизнеса мирового уровня для подготовки национальной элиты управленческих кадров, способной решать задачи повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний XXI века…

В целях обеспечения сохранности переданного нам комплекса, являющегося памятником истории и культуры федерального значения, на территории дворцово-паркового ансамбля установлено защитно-охранное ограждение. Осенью нынешнего года планируется начало широкомасштабных строительно-монтажных работ, что значительно затруднит проход прихожан к церкви Святой княгини Ольги во время служб и церковных праздников. В целях обеспечения безопасности, в соответствии с требованиями к организации строительной площадки, необходимо введение режима ограниченного доступа на территорию “Михайловской дачи”. Учитывая создавшуюся ситуацию, прошу вас изыскать возможность для рассмотрения вопроса о временном (до завершения строительства и реконструкции дворцово-паркового ансамбля “Михайловская дача”) переносе прихода в другое место».

Описывать все перипетии развернувшейся борьбы за храм в Михайловке нет нужды.

Хотя первый натиск прихожанам и удалось выдержать, зачистка пространства «для подготовки национальной элиты управленческих кадров» была продолжена в либеральных средствах массовой информации, развернувших настоящую кампанию травли игумена Евстафия (Жакова).

Поводом послужили интервью игумена, данное газете «Завтра», и икона блаженной Матроны Московской, которую заказали для храма Равноапостольной Ольги прихожане…

«...От слова уже и до дела доходят. На панихиде за воинов, на брани убиенных, подняли (поляки) с городничихой столь непристойный хохот, что отец протоиерей послал причетника попросить их о спокойном стоянии или о выходе, после чего они, улыбаясь, из храма вышли».

Н. С. Лесков. «Соборяне»

Хотя суждения игумена Евстафия (Жакова) о положительной роли И. В. Сталина в истории нашей страны и раздражают либерально настроенную общественность, сами по себе они не содержат ничего противоречащего православной морали и нравственности. Разумеется, нельзя забывать об антинародной коллективизации, о жестоких репрессиях тридцатых годов. Но постепенно мы начинаем понимать, что наши либералы так пламенно ненавидят Сталина не за то, что при нём было уничтожено столько людей. Причины в том, что именно он разрушил ту антирусскую систему, которая была создана Лениным и Троцким со товарищи.

И конечно, никаких оснований для критики в отступлении от церковных канонов не давала икона блаженной Матроны Московской, появившаяся в храме Равноапостольной княгини Ольги.

Сталин на этой иконе не только лишён знаков, положенных святым, не только не включён в строго каноническое пространство, окружающее святую Матрону, но и не может войти в него. Насколько художественно-органично такое решение изображения Сталина – вопрос, которого мы касаться не будем, но по мысли тут всё правильно.

Как справедливо отмечалось в открытом письме прихожан храма Равноапостольной Ольги в Михайловке, никто и не воспринимал икону святой Матроны Московской как икону Сталина.

«Эта икона – свидетельство о силе молитвы святой Матроны за Русь, молитвы, которая преобразила гонителя православия и врага России в подлинного вождя народа, немало способствовавшего возрождению православия на Руси и приведшего нашу страну к победе в Великой Отечественной войне».

Достаточно нелепо выглядят и возражения во время кампании травли, развёрнутой против игумена Евстафия, дескать нет документальных свидетельств о посещении Иосифом Виссарионовичем блаженной Матроны.

На это можно было бы возразить, что и документов, свидетельствующих, что такой встречи не было, тоже нет, но это пустые слова. Дело в другом: нельзя отрицать, что Сталин стоял во главе страны, разгромившей фашизм, что Победа была дана нам по молитвам праведников. Их воздействие на Верховного главнокомандующего для православных – несомненно. Из врага России и православия, каким, несомненно, был долгое время Иосиф Сталин, он смог вырасти в человека, сумевшего перешагнуть через атеизм ленинской гвардии и прекратить гонения против Русской Православной Церкови. Именно этот поворот и запечатлён на иконе. Мы видим на ней молитвенницу за Россию и человека, который не остался к этим молитвам глух. В чём здесь ложь? Где апология Сталина?

«Замечаю что-то весьма удивительное и непонятное: поляки (ссыльные) у нас словно господами нашими делаются, всё через них в губернии можно достигнуть».

Н. С. Лесков. «Соборяне»

Как по команде, материалы, шельмующие игумена Евстафия, появились в «Новых известиях» и «Коммерсанте», в «Московском комсомольце» и «Комсомольской правде», в программах НТВ, радиостанций «Эхо Москвы», «Би-би-си» и «Свобода»... Появлению этой иконы блаженной Матроны наши телеканалы и газеты уделили места гораздо больше, чем другим, несравнимо более важным церковным событиям. Ещё более поражали низкопробность и непрофессионализм публикаций.

Появление образа журналисты пытались представить как попытку канонизировать И. В. Сталина. И поскольку на иконе блаженной Матроны над головой Сталина невозможно было обнаружить ни нимба, ни надписи, положенным святым, тут же приводилось изображение второпях изготовленных «образков» Сталина, которые неведомо где распространялись. До кучи сообщалось, что организация «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» намерена обратиться к Церкви с просьбой запустить процедуру канонизации Сталина. О том, что партия «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» насчитывает, как сообщает партийный сайт, «более 500 человек» и принадлежит скорее к виртуальным организациям, нежели реальным политическим силам, журналисты, разумеется, не упоминали.

«Комсомольская правда» не постеснялась, к примеру, сообщить читателям, что игумен Евстафий попал с сердечным приступом в реанимацию и находится сейчас в коме. Самое мерзкое то, что журналисты «Комсомольской правды» ссылались при этом на некую крестную дочь отца Евстафия, которая якобы и сообщила им эту несусветную ложь.

Все эти ляпы можно было бы объяснить духом абсолютного презрения к православным русским людям, который царит в либерально-демократических СМИ, если бы эти грубейшие накладки не служили ещё и маскировкой того, что направлявшим кампанию лицам, действительно, нужно было скрыть.

В этой торопливо сляпанной из передёргиваний газетной стряпне ощущалась опытная рука, направляющая заряд откровенной лжи точно в цель. И речь тут шла не об анализе причин, порождающих поразительный рост популярности Сталина в современном российском обществе, а ставилась предельно прагматичная задача удаления из прихода настоятеля, почему-то мешающего «подготовке национальной элиты управленческих кадров».

Мы видим, как обвинительные заголовки – «Молитва палачу», «Приход Сталина под Петербург», «Настоятель храма в Стрельне нарисовал и повесил “икону” с ликом кровавого тирана»! – почти мгновенно сменились шапками, напоминающими чтение приговора: «Сталиниста в рясе освободят от службы», «Священник-сталинист сложил с себя полномочия настоятеля храма», «Игумена, выставившего икону с изображением Сталина, вынудили написать прошение об отставке», «Игумен, почитающий Сталина, подал прошение об отставке»...

«Руководство РПЦ осудило настоятеля храма в Стрельне игумена Евстафия (Жакова), который выставил в церкви икону с изображением Иосифа Сталина, – радостно сообщали газеты. – Клирик совершил дисциплинарное нарушение, поместив в храме неканонический образ. Он уже попросил “под давлением общественности” освободить его от должности».

Столь нехарактерная для Русской Православной Церкви торопливость в принятии кадровых решений абсолютно необъяснима, если не учитывать, что решения эти – вот оно высочайшее мастерство заказной журналистики! – были заложены как фундамент ещё в первые публикации...

«Из консистории получен запрос: действительно ли я говорил импровизацией проповедь с указанием на живое лицо? Ах, сколь у нас везде всего живого боятся! Что ж, я так и отвечал, что говорил именно вот как и вот что. Думаю, не повесят же меня за это… Храбрость сия была охлаждена сначала тридцатишестидневным сидением на ухе без рыбы в ожидании объяснения, а потом приказанием всё, что вперёд пожелаю сказать, присылать предварительно цензору...»

Н. С. Лесков. «Соборяне»

«Разговоры о святости Сталина – кощунство над памятью мучеников, которые погибли во время сталинского режима, ведь при Сталине никто так не пострадал, как духовенство, которое было истреблено почти на сто процентов, – сразу, как только развернулась кампания либеральной травли, прокомментировал действия игумена Евстафия руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский. – Произошло дисциплинарное нарушение: клирик не имеет права вешать в храме неканоническую икону. С поступком священника будет разбираться правящий архиерей (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир)».

В этом спешном комментарии, лёгшем в основу большинства газетных публикаций, поражает внутренняя, стилистическая созвучность статьям из жёлто-демократических изданий.

Можно согласиться, что разговоры о святости Сталина – кощунство над памятью мучеников. Но кто, кроме «Московского комсомольца», «Комсомольской правды» и насчитывающей «более 500 человек» партии «Коммунисты Петербурга и Ленобласти», говорил об этой «святости»?

Столь же лукаво выстроена фраза о дисциплинарном нарушении, которое якобы произошло в храме Равноапостольной Ольги. Ну что возразишь против слов, что «клирик не имеет права вешать в храме неканоническую икону»?

Разумеется, если на иконе в неподобающем виде изображены Спаситель, Богородица или святые, такую икону помещать в храме нельзя... Для того и существует, чтобы не произошло накладок из-за недомыслия иконописца, канон, указывающий, как подобает изображать Спасителя, Богородицу и святых. Но ведь совсем другое дело грешники, которых тоже изображают иногда на иконах.

Тут каноны уже не действуют и всё определяется молитвенным размышлением, духовным тактом и талантом иконописца. Иногда, как, например, на иконе, изображающей преподобного Серафима Саровского и пришедшего к нему офицера-декабриста, получается хорошо, иногда, как, допустим, произошло на иконе Матроны Московской, не очень. Но нарушения-то канона нет ни там, ни здесь. Благочестивость таких икон выверяется временем, и они или уходят в небытие, или превращаются в общеупотребительные образы.

И совсем уж угрожающе выглядит заявление, дескать, с «поступком священника будет разбираться правящий архиерей». Хотя пресс-секретарь и немалая должность, но как-то всегда казалось, что правящий архиерей сам решает, с чем и как ему разбираться...

Трудно поверить, что священник Владимир Вигилянский не знает и не понимает законов, по которым функционирует массовая, в том числе жёлтая, пресса. Ведь до принятия священного сана и прихода на работу в пресс-центр Патриархии он работал в «Огоньке» при Коротиче, с 1992 по 1994 год потрудился в газете «Нью-Йорк таймс», а затем возглавил воскресное приложение к газете «Московские новости»… Издания эти по праву могут почитаться прямыми родственниками газет, включившихся в травлю игумена Евстафия.

И конечно, когда зазвучал столь слаженный хор, уже не важно стало, что прихожане храма разослали по редакциям газет открытое письмо в защиту о. Евстафия. В нём доводилось до сведения прессы, что «отец Евстафий принял воистину мудрое решение. Чтобы прекратить газетную истерию и не вводить в смущение несведущих православных людей, а также чтобы не подвергать икону возможности поругания её со стороны либеральных экстремистов, он попросил жертвователей забрать их дар из нашего храма. 30 ноября 2008 года, после литургии, отслужив молебен святой Матроне Московской, мы простились с нашей иконой».

Казалось бы, инцидент исчерпан, но ведь не против иконы и поднялась вся эта телегазетная истерия, и уже не икону им требовалось удалить из храма, а самого настоятеля…

– Сейчас в России строят церкви, по телевидению регулярно выступают священнослужители, а наше общество всё глубже и глубже проваливается в бездну пороков, – спросили у игумена Евстафия. – Что это: парадокс?

– Это такой же парадокс, как и всякая борьба, – ответил игумен. – Борьба всегда парадокс. Потому что сталкиваются противоположные силы. Причём то одна, то другая одолевает. То одна, то другая становится сильнее. Но та сила, за которой стоит Господь, – эта сила, в конечном счёте, самая победоносная. И то, что мы наблюдаем сейчас, не более чем временно.

Мне кажется важным вспомнить ещё раз эти слова игумена, когда в оглушительном – на всю страну! – визге и гвалте, поднятых нашими «передовыми» СМИ, исчезли последние воспоминания о приличиях и подобии порядочности. Корреспондент «Комсомольской правды», к примеру, вместо того чтобы принести извинения за опубликованные им лживые сведения, ещё и обругал игумена Евстафия за то, что тот не впал от страха в коматозное состояние, как ему было предписано «Комсомольской правдой», а продолжает как ни в чём не бывало служить в храме.

«И то, что мы наблюдаем сейчас, – не более чем временно», – говорит игумен Евстафий. Эти слова очень утешают, когда под визг и гвалт, поднятый ненавидящими Русскую Православную Церковь либералами, был дан ход заявлению игумена, и он всё-таки был назначен вторым священником в поднятом из руин его трудами и молитвами храме...

Но служба продолжается в этом храме, звучат православные молитвы на территории, отведённой для подготовки иностранными специалистами национальной элиты управленческих кадров… И это значит, что весь этот уже два десятилетия оглушающий нашу страну визг и гвалт пока ещё по-прежнему ничто перед силой Господней…

Николай КОНЯЕВ

Священник храма Святой Равноапостольной Княгини Ольги на Михайловской Даче игумен Евстафий (Жаков) рассказал «АПН-Северо-Запад» о развитии ситуации вокруг знаменитой иконы с изображением Сталина, отношении к возможному захоронению тела Ленина, дискуссии с дьяконом Андреем Кураевым на ОРТ, а также - о том, почему либералы в церкви побеждают консерваторов.

Отец Евстафий, прежде всего, расскажите о вашей судьбе после того как вы вынуждены были убрать икону святой Матрены Московской из храма? Вы по-прежнему служите?

Я оставил должность настоятеля, потому что считаю, что моя репутация создает трудности для других священников и для правящего архиерея. Тем не менее, я по-прежнему игумен, служу в храме, являясь вторым священником. Но дальнейшая судьба мне пока неясна: все в руках Божьих.

За последние пару месяцев вы приобрели общероссийскую известность. Как вы воспринимаете этот обрушившийся на вас пиар? Вы хотели славы, когда повесили эту икону в храме, или это получилось само собой?

Вообще я, как человек грешный, славу люблю. Мне нравится, когда обо мне говорят. Но то, что вы называете сейчас славой, это целая цепь очень неприятных для меня характеристик. Мне иногда даже трудно их воспринять достойно.

Когда мы поместили эту икону в храме, то мы знали, что таких икон, по меньшей мере, несколько. Единственное, что мы сделали: клеймо иконы святой Матрены Московской (с ее житийного образа) написали отдельной иконой.

Мне говорят, что этого случая не было. А я знал людей, которые видели, как Сталин приезжал к святой Матрене. В Иванове я был знаком с одной старушкой по имени Анастасия, лет 75. Она сама видела, как в один из дней октября 1941 года в Староконюшенный переулок, где жила тогда Матрена Московская, подъехала машина. Сталин вышел из автомобиля без охраны, зашел внутрь. Все было очень быстро, минут десять. Слова, которые Матрена Московская сказала Сталину, она слышала, и, наверное, передает их близко к тексту.

Я не понимаю, почему мы боимся говорить о том, что святая благословила вождя. Здесь нет ничего страшного. Победа в Великой Отечественной войне - это заслуга и Матрены Московской, благословившей Сталина.

И все-таки, вы ожидали такого пиар-эффекта, скандала, или нет?

Я не хочу быть причиной такого пиара. Но если это нужно для восстановления справедливости в отношении Сталина, я готов пиариться. Кстати, наш народ отдал Сталину должное. Он внес вождя в XXI век, проголосовав за него в проекте «Имя России».

Расскажите, какие у вас остались ощущения от дискуссии с дьяконом Андреем Кураевым в шоу Андрея Малахова «Пусть говорят», где обсуждали Сталина?

Что касается Малахова, то это совсем не тот человек, которого обычно видят зрители. То, что он мне говорил после передачи, уверило меня в том, что это - чистый, открытый, честный человек. Ему приходится быть другим перед камерой. То, что он мне говорил лично, меня потрясло, это был момент истины. Другой вопрос, что он связан по рукам и ногам, поэтому мне нещадно затыкали рот, а большую часть моего выступления просто вырезали. Кстати сказать, я очень рад, что вырезали, потому что мои реплики в сторону дьякона с профессорской внешностью были довольно грубыми. И хорошо, что эта нетактичность осталась за кадром. Это немножко улучшило мой имидж.

В эфире я просто был молчащей жертвой, которой не дали говорить. Хотя на съемках с моей стороны были довольно жесткие выпады в адрес дьякона. Ну, вырезали - так вырезали. Тем не менее, было сказано главное. Есть икона святой Матрены Московской, благословившей вождя. Этот эпизод - правда, а не выдумка. Так что я считаю, что цель достигнута, хотя, конечно, средства не совсем хороши. Все-таки «Пусть говорят» - «желтая» передача.

А вы считаете нормальной ситуацию, когда два священнослужителя ругаются прямо в эфире?

Церковную этику нужно соблюдать, конечно. Перед записью программы дьякон Кураев подошел ко мне под благословение, и здесь он был абсолютно прав. Но то, что он делал дальше, - это нарушение этой самой этики. Его высказывания были лишены всякого уважения к сану. В этом отношении в нем было что-то большевистское, конечно. Выражаясь современными словами, дьякон просто оборзел. Наверное, у него были основания так себя вести. Возможно, кто-то советовал ему как можно жестче разговаривать со мною.

Дьякон Кураев после эфира написал на своем форуме о вас: "Пошел ради того, чтобы посмотреть на сталиниста-игумена Евстафия. Случай оказался более запущеным, чем я думал. О. Евстафий - родственник Ленина! В Сталине видит Божьего вестника, который помогал людям найти дорогу в Царство Божие, раздавая им мученические венцы (аналогичная бредня есть у самых отъявленных почитателей Ивана Грозного)".

Я могу ответить, что Господь наш Иисус Христос многое попущает. Он грешникам разрешает развернуться во всю мощь своего греха. Для того чтобы на фоне этих грешных деяний была еще более ясна и заметна высота подвига тех, кто идет на Голгофу. Если бы Господь наш Иисус Христос стремился избежать крови, страданий, мучений, он бы не взошел на крест. И мы, священники, должны помнить, что наша дорога - дорога к Голгофе. Избегать трудностей, казней, пыток, которые попустил Господь, - это значит уйти с дороги, по которой шел сам Иисус Христос.

С этой точки зрения мы не можем поддерживать Ивана Грозного, убившего Корнилия Псковского. Но мы при этом должны восхититься самим Корнилием, который ныне причислен к лику святых, и не без участия такого великого грешника, как Иван Грозный. Думаю, что и без новомучеников нам жилось бы очень плохо. А среди них есть и такие, которых сами священники сдавали, оклеветав, чтобы скостить себе срок. Те, кто сдали в руки палачей своих собратьев по службе, вероятно, должны были получить возмездие за эти действия. И это все тоже было попущено Богом.

Говоря о ГУЛАГе, можно перефразировать известную пословицу: «или ГУЛАГ, или пропал». Если бы у Сталина не было таких жутких возможностей, как привлечение к строительным работам заключенных ГУЛАГа, то, я думаю, страна пропала бы: не было бы построено нужное количество заводов, фабрик и железных дорог. Это та ужасная цена, которую Сталин, скрепя сердце, должен был заплатить за благополучие своей страны.

Кстати сказать, Сталин был благословлен двумя патриархами - Сергием и Алексием Первым. Они оба говорили о том, какой он добрый. А патриарх Сергий сказал о том, что у такого доброго человека в душе обязательно Бог. Он вынужден был быть жестоким, поскольку того требовала судьба страны.

Можно прояснить поподробнее вопрос вашего родства с Лениным…

В мавзолее лежит двоюродный брат моей бабушки - Евдокии Александровны Ардашевой. Они были очень дружны. Однако бабушка, видимо, была несогласна с некоторыми экстремистскими высказываниями будущего вождя, и постепенно произошло некоторое охлаждение. У нас в семье к Ленину отношение двойственное. Моя прабабушка была обижена при дележе имущества, она даже умерла с расстройства. Но это все давно ушло.

Какова ваша позиция по вопросу возможного захоронения тела Ленина?

С моей точки зрения, убрать вождя Ильича из мавзолея - это кощунство. Я неоднократно встречался с участником парада 7 ноября 1941 года Георгием Александровичем Рыбакиным. Он мне рассказывал о своих чувствах, когда их высадили на Красной площади: «Я был так горд, что иду мимо мавзолея, что меня приветствует вождь, что я готов был пожертвовать собой, не страшно было умереть». И я думаю, что эти слова - типичные для тех воинов, которые шли мимо мавзолея и видели в нем своеобразный устой нашего государства. Не надо кощунствовать над памятью этих людей, которые уже не могут нам возразить.

Помните такие слова - «им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»? Манипуляция с мавзолеем станет еще одним таким потрясением. Я думаю, что нельзя раскачивать устои великой страны. И так уже достаточно раскачали.

Есть ли у вас единомышленники в церковной среде, разделяющие такую позицию по отношению к советскому прошлому?

Единомышленники есть. Я знаю, по меньшей мере, двух архиепископов, которые очень тепло относятся к Сталину, одного архимандрита, многих священников. Дело тут не в какой-то особой любви, а в том, что эти люди видят, сколько Иосиф Виссарионович сделал для государства. Он оставил нам страну, которая до сих пор не разграблена, не разворована. Запас прочности был велик. И за это Сталина надо благодарить.

Однако никто из ваших единомышленников открыто не выступает. Мы слышим только голоса церковного мейнстрима - того же дьякона Андрея Кураева, отца Всеволода Чаплина и других… Почему же консервативное крыло РПЦ никак не афиширует себя?

А где получат слово консерваторы? Я пошел к Малахову, но другие вряд ли пойдут туда или, скажем, на «Эхо Москвы». Если консервативное крыло себя и проявит, то - в молчании. А это молчание - все-таки некая масса, которая имманентно, скрытно, может быть, повернет церковный корабль.

Церковные либералы активно используют интернет, телевидение, рок-концерты. Они стараются говорить с людьми на современном языке, в чем, в принципе, преуспели. А почему бы консерваторам не научиться делать то же самое?

Либералы более энергичны, они лучше чувствуют запах современности. А мы вовсе не в хвосте у либерального крыла, как может показаться. Мы в глубине. Думаю, что консервативная часть церкви - это нечто ограничивающее тех, кто может слишком далеко зайти. А то ведь можно и службу в рок-концерт превратить.

Может быть, какие-то молодые люди придут на Шевчука, услышат дьякона Кураева и заинтересуются его проповедью. Потом им надоест эта пена, они захотят пойти поглубже, и тогда придут к нам. Кстати, в наш храм святой Ольги ходит довольно много молодежи, хотя у нас нет рок-концертов, и к тому же до нас не так просто добраться.

А вообще нужно признать, что консервативная церковь - церковь уходящая. Она постепенно сходит в могилы. Это очень грустно. И остаются эти самые рвущиеся вперед наглые дьяконы. Эти «энергичные люди», по терминологии Шукшина, торжествуют сейчас. К сожалению, никто не может их остановить, что в итоге приведет к перерождению церкви. Но, значит, и на это есть попущение божие. Наверное, есть тут какое-то рациональное зерно, которое мы не можем пока оценить.

беседовал Андрей Дмитриев